Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)


Торжественное открытие памятника Павлику Морозову. 1948 год. Автор В. Мастюков. 0-582

Людям всегда было свойственно желание сохранить память о себе, увековечить ее на как можно более долгий срок. Первые монументы возникли в Древнем Египте; античная Греция и Римская империя переняли у египтян и развили традицию монументального искусства. После тысячелетнего перерыва Ренессанс возродил ее, и памятники заполнили улицы всех городов Европы — от Португалии до Польши.
На протяжении многих веков в России мемориальную функцию в широком понимании этого слова выполняли церкви, часовни, кресты. По замыслам Петра I одной из составляющих процесса модернизации страны долж­но было стать возведение «светских» памятников. Однако, несмотря на обилие проектов, за период его правления ни одного монумента установить так и не успели. Они начали появляться в царствование Екатерины II. За последующие полтора века традиция увековечивать в камне и металле память о выдающихся исторических личностях или событиях прочно вошла в народное сознание.
К 1917 году во всей России насчитывалось более 1500 памятников, больше всего — в Петербургской и Московской губерниях1. Революционные события Февраля повлекли за собой разрушение многих из этих «идолов са­модержавия». После прихода к власти большевиков снос памятников принял методический характер. Символы «старого режима», среди которых были шедевры монументального искусства, безжалостно сбрасывались с постаментов, разбивались или отправ­лялись на переплавку.
Весной 1918 года советское правительство переезжает в Москву. Начинается преобразование города в «красную столицу». Советская эпоха в истории московских памятников берет свой отсчет с 12 апреля 1918 года, когда Совнарком принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». В тексте декрета, в частности, говорилось: «Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс»2. 30 июля 1918 года утверждается список лиц, достойных, по мнению новой власти, запечатления в бронзе и мраморе. Список включал 69 имен. Так начиналась реализация грандиозного плана советской монументальной пропаганды. К работе привлекли представителей различных направлений изобразительного искусства: художников, скульпторов, архитекторов. Среди них были известные мастера — Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, С. Д. Меркуров, Л. В. Шервуд и другие, а также начинающая творческая молодежь.
В первые годы советской власти в Москве появилось несколько десятков памятников, из которых до наших дней дошли единицы. Уже 6 октября 1918 года на Триумфальной площади установили бюст А. Н. Радищева по проекту Л. В. Шервуда. Гипсовый бюст на постаменте из сколоченных сосновых досок оказался неожиданно долговечным и простоял более 20 лет. Памятник же Робеспьеру, установленный 3 ноября 1918 года у грота в Алек­сандровском саду, не прожил и суток — в ту же ночь его кто-то взорвал.

Для получения полной версии обратитесь в редакцию

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis