restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

Следы эпохи (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)


Торжественное открытие памятника Павлику Морозову. 1948 год. Автор В. Мастюков. 0-582

Людям всегда было свойственно желание сохранить память о себе, увековечить ее на как можно более долгий срок. Первые монументы возникли в Древнем Египте; античная Греция и Римская империя переняли у египтян и развили традицию монументального искусства. После тысячелетнего перерыва Ренессанс возродил ее, и памятники заполнили улицы всех городов Европы — от Португалии до Польши.
На протяжении многих веков в России мемориальную функцию в широком понимании этого слова выполняли церкви, часовни, кресты. По замыслам Петра I одной из составляющих процесса модернизации страны долж­но было стать возведение «светских» памятников. Однако, несмотря на обилие проектов, за период его правления ни одного монумента установить так и не успели. Они начали появляться в царствование Екатерины II. За последующие полтора века традиция увековечивать в камне и металле память о выдающихся исторических личностях или событиях прочно вошла в народное сознание.
К 1917 году во всей России насчитывалось более 1500 памятников, больше всего — в Петербургской и Московской губерниях1. Революционные события Февраля повлекли за собой разрушение многих из этих «идолов са­модержавия». После прихода к власти большевиков снос памятников принял методический характер. Символы «старого режима», среди которых были шедевры монументального искусства, безжалостно сбрасывались с постаментов, разбивались или отправ­лялись на переплавку.
Весной 1918 года советское правительство переезжает в Москву. Начинается преобразование города в «красную столицу». Советская эпоха в истории московских памятников берет свой отсчет с 12 апреля 1918 года, когда Совнарком принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». В тексте декрета, в частности, говорилось: «Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс»2. 30 июля 1918 года утверждается список лиц, достойных, по мнению новой власти, запечатления в бронзе и мраморе. Список включал 69 имен. Так начиналась реализация грандиозного плана советской монументальной пропаганды. К работе привлекли представителей различных направлений изобразительного искусства: художников, скульпторов, архитекторов. Среди них были известные мастера — Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, С. Д. Меркуров, Л. В. Шервуд и другие, а также начинающая творческая молодежь.
В первые годы советской власти в Москве появилось несколько десятков памятников, из которых до наших дней дошли единицы. Уже 6 октября 1918 года на Триумфальной площади установили бюст А. Н. Радищева по проекту Л. В. Шервуда. Гипсовый бюст на постаменте из сколоченных сосновых досок оказался неожиданно долговечным и простоял более 20 лет. Памятник же Робеспьеру, установленный 3 ноября 1918 года у грота в Алек­сандровском саду, не прожил и суток — в ту же ночь его кто-то взорвал.

Для получения полной версии обратитесь в редакцию