restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Гуляем, бачка!»

Б. М. Кустодиев. Зима. Масленичное гуляние. Холст, масло. 1919 год«Масленица — масляная неделя, сырная, неделя
до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины;
катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» — так разъяснял значение этого
слова в XIX веке В. И. Даль.

Масленица издревле считалась общенародным
праздником, не имевшим возрастных, сословных, социальных и других ограничений. Ее
встречали в деревнях и городах. Однако, имея общую обрядовую основу, она сохраняла
отличительные черты, характерные для той или иной местности Российского государства.

Отмечали встречу Масленицы и жители такого
многонационального и многоконфессионального города, как Казань. К середине XIX века
в этом университетском городе проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания,
более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков
и протестантов), 10 тысяч мусульман и 4 тысячи старообрядцев.

Являясь столицей губернии и одним из крупнейших
поволжских торговых центров, город поражал гостей и его жителей масштабом разгула
в течение всей масленичной недели. Оно и не случайно: ведь сюда на зиму съезжались помещичьи семьи не
только из уездов, но и из ближайших губерний. Жизнь высшего казанского общества
середины XIX века отличалась размеренностью, довольством и обилием всяческих развлечений.
Как писал в своей книге «Казань и ее жители» (издана на французском языке в
1841 году в Санкт-Петербурге) бывший преподаватель английского языка Казанского
университета Э. П. Турнерелли, «для тех, кто чувствует себя счастливым
лишь на пирах да на празднествах, кто любит разъезжать по балам, делать и принимать
визиты, для тех, наконец, кому для счастья нужны шумные удовольствия, Казань — настоящее
Эльдорадо; я смело могу сказать, что нет другого города в мире, где чаще устраивались
бы собрания для веселья, где обнаруживалось бы большее соревнование в устройстве
пиров и удовольствий». «Зимы даны на радость губернским городам, — отмечалось в
«Казанских губернских ведомостях» (1845. № 51). <…> Начинаются катанья,
которые в это время заменяют принятые летом ежедневные прогулки; вот приходят
шумные святки со своими маскарадами, а там наступает разгульная масленица».

Праздничные гулянья проходили по Воскресенской,
Большой Казанской, Проломной и другим казанским улицам. В масленичные дни публика
особенно любила гулять в Черноозерском саду и кататься на коньках. В Николаевском
сквере пестрели карусели и балаганы. Кулачные бои, называемые в народе «мамаевым
побоищем», устраивались на озере Кабан, реке Казанке и Арском поле.

Масленица в Казани проходила в привычных русских
традициях, с соблюдением обычаев. Но многонациональность накладывала свой отпечаток
на празднества, придавая им особый колорит: ведь веселью предавались все жители
города вне зависимости от вероисповедания. Ниже приводится заметка о праздновании
масленицы в Казани из газеты «Справочный листок города Казани» от 21 февраля
1867 года. Несколько слов о самой газете. Она издавалась три раза в неделю
всего один год под редакторством адъюнкта (впоследствии — профессора) Казанского
университета, юриста и краеведа С. М. Шпилевского. Он был инициатором создания Общества
археологии, истории и этнографии при университете. За книгу «Древние города и другие
булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» (1877) получил премию Императорской
Академии наук, а за труды по археоло­гии — Большую золотую медаль Императорского
Русско­-го археологического общества. В 1885-1904 годах — директор Демидовского
юридического лицея (Ярославль).

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.