Поиск

«Из небытия будут воссозданы храмы…»

«Из небытия  будут воссозданы храмы…»

«Из небытия будут воссозданы храмы...»



От редакции


Когда в 1980-1990-х годах началось возвращение
Русской Православной Церкви храмов — большей частью разоренных, с утраченными росписями,
лишенных икон и убранства, казалось невероятным все это восстановить. Не утеряна
ли безвозвратно традиция иконописания за десятилетия официального безбожия? Ведь
это не просто вид художества, а, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, — «ответственное церковное служение», требующее от человека «не только навыков
владения техникой иконописи, но и личного аскетического подвига». И не чудо ли,
что с получением Церковью свободы такие люди не замедлили явиться…

Именно к их числу относятся Ирина Васильевна
Ватагина и Ирина Владимировна Волочкова. Весьма разных по происхождению, по характеру,
да и вообще по судь­бе, их объединяло одно: искренняя Вера и подвижническая любовь
к Церкви. Об Ирине Васильевне еще при ее жизни «Московский журнал» рассказывал в
№ 5 за 2001 год («О тех, кого помню и люблю», с. 2-8). Об Ирине Владимировне речь
пойдет впервые.

Память о замечательных иконописцах бережно
хранят во многих обителях и храмах России. Они, в частнос­ти, подвизались на восстановлении
московского Свято-Данилова монастыря (кстати, тогда настоятель этого монастыря,
а ныне — епископ Читинский и Забайкальский Евстафий любовно назвал группу трудившихся
здесь иконописцев «даниловскими девушками»), Толгского Свято-Введенского монастыря
(Ярославская епархия) и так далее.

Помещаемый ниже краткий очерк составлен из
воспоминаний людей, близко знавших обеих Ирин.

Ирина Васильевна Ватагина

Ирина Васильевна Ватагина — внучка известной
на рубеже XIX-XX веков художницы Антонины Леонардовны Ржевской (1861-1934) и дочь
народного художника России, лауреата Государственной премии СССР Василия Алексеевича Ватагина
(1883/84-1969). Как иконописец и рес­­тавратор она трудилась сначала в церк­ви Илии
Обыденного, а затем в Николокузнецком храме при протоиерее Всеволоде Шпиллере.

Отец Всеволод привлекал много молодежи своим
служением и особенно проповедями, собиравшими большое число людей — в том числе
студентов. Молодежь в одиночку и группами устремлялась «в Кузнецы на лекции», как
тогда говорили. В одной из таких групп была и Ирина Ватагина. Серьезная и скромная,
она сблизилась с отцом Всеволодом, помогала ему и в храме, и в быту.
Со временем, по благословению протоиерея Всеволода, стала писать иконы.

И. В. Ватагина после окончания Суриковского
института несколько лет работала в Троице-Сергиевой лавре под руководством Марии
Ни­колаевны Соколовой (монахини Иулиании) — духовной дочери сначала святого праведного
Алексия, а после его кончины священномученика Сергия Мечёвых; затем
15 дет была реставратором икон в Центральном музее древнерусской культуры
и искусства имени Андрея Рублева.

Последняя работа И. В. Ватагиной - реставрация Царских врат XVII века

Как уже говорилось, с группой художников Ирина
Васильевна немало потрудилась в Николокузнецком храме над росписями алтарей. Ею
также были созданы иконы «Сошествие во ад» и преподобного Андрея Рублева в житии,
выполнены копии с иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и многих-многих других.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.