restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Из небытия будут воссозданы храмы…»

«Из небытия  будут воссозданы храмы…»

«Из небытия будут воссозданы храмы...»



От редакции


Когда в 1980-1990-х годах началось возвращение
Русской Православной Церкви храмов — большей частью разоренных, с утраченными росписями,
лишенных икон и убранства, казалось невероятным все это восстановить. Не утеряна
ли безвозвратно традиция иконописания за десятилетия официального безбожия? Ведь
это не просто вид художества, а, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, — «ответственное церковное служение», требующее от человека «не только навыков
владения техникой иконописи, но и личного аскетического подвига». И не чудо ли,
что с получением Церковью свободы такие люди не замедлили явиться…

Именно к их числу относятся Ирина Васильевна
Ватагина и Ирина Владимировна Волочкова. Весьма разных по происхождению, по характеру,
да и вообще по судь­бе, их объединяло одно: искренняя Вера и подвижническая любовь
к Церкви. Об Ирине Васильевне еще при ее жизни «Московский журнал» рассказывал в
№ 5 за 2001 год («О тех, кого помню и люблю», с. 2-8). Об Ирине Владимировне речь
пойдет впервые.

Память о замечательных иконописцах бережно
хранят во многих обителях и храмах России. Они, в частнос­ти, подвизались на восстановлении
московского Свято-Данилова монастыря (кстати, тогда настоятель этого монастыря,
а ныне — епископ Читинский и Забайкальский Евстафий любовно назвал группу трудившихся
здесь иконописцев «даниловскими девушками»), Толгского Свято-Введенского монастыря
(Ярославская епархия) и так далее.

Помещаемый ниже краткий очерк составлен из
воспоминаний людей, близко знавших обеих Ирин.

Ирина Васильевна Ватагина

Ирина Васильевна Ватагина — внучка известной
на рубеже XIX-XX веков художницы Антонины Леонардовны Ржевской (1861-1934) и дочь
народного художника России, лауреата Государственной премии СССР Василия Алексеевича Ватагина
(1883/84-1969). Как иконописец и рес­­тавратор она трудилась сначала в церк­ви Илии
Обыденного, а затем в Николокузнецком храме при протоиерее Всеволоде Шпиллере.

Отец Всеволод привлекал много молодежи своим
служением и особенно проповедями, собиравшими большое число людей — в том числе
студентов. Молодежь в одиночку и группами устремлялась «в Кузнецы на лекции», как
тогда говорили. В одной из таких групп была и Ирина Ватагина. Серьезная и скромная,
она сблизилась с отцом Всеволодом, помогала ему и в храме, и в быту.
Со временем, по благословению протоиерея Всеволода, стала писать иконы.

И. В. Ватагина после окончания Суриковского
института несколько лет работала в Троице-Сергиевой лавре под руководством Марии
Ни­колаевны Соколовой (монахини Иулиании) — духовной дочери сначала святого праведного
Алексия, а после его кончины священномученика Сергия Мечёвых; затем
15 дет была реставратором икон в Центральном музее древнерусской культуры
и искусства имени Андрея Рублева.

Последняя работа И. В. Ватагиной - реставрация Царских врат XVII века

Как уже говорилось, с группой художников Ирина
Васильевна немало потрудилась в Николокузнецком храме над росписями алтарей. Ею
также были созданы иконы «Сошествие во ад» и преподобного Андрея Рублева в житии,
выполнены копии с иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и многих-многих других.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.