Поиск
  • 21.06.2017
  • По России
  • Автор Игорь Александрович Григорьев

Фотографический атлас Земли Русской

Фотографический атлас Земли Русской

Фотографический атлас Земли Русской


Зимним вечером 1909 года в одном из залов
Александровского дворца в Царском Селе в присутствии императора Николая II
и членов августейшей семьи происходило следующее. На стене натянули большой белый
экран, напротив установили необычного вида проектор. Погасили верхний свет — и вдруг
полу­мрак прорезали три ярких разноцветных луча, сошедшиеся в одну точку на экране,
где перед пораженными зрителями стали возникать цветные изображения: панорамы городов,
виды сельской местности, жанровые сцены… Так рождался новый вид искусства — цветная
фотография. Хотя правильнее эти изображения называть цветными проекциями со слайдов.
Их в тот день демонстрировал в Царском Селе замечательный русский ученый и фотограф
Сергей Михайлович Прокудин-Горский, разработавший оригинальный метод цветной съемки
и уникальную технику для создания и показа цветных снимков.

Он родился в городе Муроме Владимирской губернии.
Учился в Александровском лицее, далее в Технологическом институте, где преподавал
Дмитрий Иванович Менделеев. Увлекался химией, участвовал в научной работе. После
института в 1880-х годах продолжил образование в Германии, где впервые заинтересовался
цветной фотографией. Исследованиями по цветовоспроизведению Прокудин-Горский занялся
сначала в Берлине, в лаборатории профессора А. Мите, затем в Париже, в лаборатории
известного химика Э.-Ж. Момене.

Интерес к фотографии в то время во всем мире
был необычайный. В России как грибы после дождя повсюду открывались фотографические
объединения. В 1878 году по инициативе Д. И. Менделеева создается фотоотдел Императорского
российского технического общества (ИРТО). Возвратившись на родину, Прокудин-Горский
активно включился в этот процесс. Он разработал несколько учебных курсов по технике
фотографии, издавал журнал «Фотограф-любитель» и руководства по фотоделу.

В 1890 году Сергей Михайлович женился на Анне
Александровне Лавровой — дочери известного русского металлурга Александра Степановича
Лаврова (1838-1904). Лавров был директором «Товарищества Гатчинских колокольных,
медеплавильных и сталелитейных заводов», Прокудин-Горский занимал там должность директора правления, но главным
его делом по-прежнему оставалась фотография. В 1898 году он — уже признанный специалист
— становится членом фотоотдела ИРТО, на заседаниях отдела часто выступает
с докладами о своих исследованиях, организовывает при ИРТО курсы практической фотографии
для многочисленных энтузиастов «нового изобретения человечества». Наконец,
в 1901 году в Санкт-Петербурге была открыта «Фотоцинкографическая и фототехническая
мастерская С. М. Прокудина-Горского». В ней выдающийся мастер проводил эксперименты
по созданию новых технологий «светописи» и окончательно доработал свой метод
цветовоспроизведения. Впервые с сообщением об этом методе Прокудин-Горский выступил
в конце 1902 года, а в 1905-м продемонстрировал в собрании специалистов более
70 цветных снимков, сделанных им в разных уголках страны. Представленные работы
отличались высоким качеством цветопередачи и невероятной достоверностью. Они удостоились
самых высоких оценок профессионалов. Некоторые отмечали, что автор даже превзошел
своего немецкого учителя Мите. Опуская специальные подробности, скажем, что «ноу-хау»
Прокудина-Горского действительно явилось выдающимся достижением того времени, получившим
признание не только на родине: свои работы Сергей Михайлович с триумфом демонстрировал
в Риме на Международном конгрессе по химии, на выставках в Голландии и Франции.
В России же его избрали почетным членом Русского фотографического общества и председателем
фотографического отдела ИРТО.

Весной 1908 года С. М. Прокудин-Горский посетил
Ясную Поляну, где несколько дней гос­тил у Льва Толстого. Он сделал цветной фотографический
портрет писателя. По его словам, Толстой живо интересовался «вопросом передачи изображения
в истинных цветах».

Как уже говорилось, фотография в то время
была чрезвычайно популярна. Ею занимались даже члены царской семьи, включая самого
императора. Известие об изобретении Прокудина-Горского скоро дошло до императорского
дворца, куда Сергея Михайловича и пригласили в 1909 году для демонстрации своего
детища.

Между тем изобретатель давно вынашивал грандиозный
замысел — создать фотографический атлас Земли Русской. Теперь эта идея нашла поддержку
у Николая II. Прокудину-Горскому выделили комфортабельный пульмановский вагон с
фотолабораторией и снабдили документом, согласно которому ему «высочайше дозволялось пребывать в любых местах
Государства Российского, независимо от существующих режимов секретности», а также
предписанием министра путей сооб­щения всем официальным лицам всемерно содействовать
«царскому фотографу» в любом месте и в любое время. В первую очередь Прокудин-Горский
адресовал свой замысел молодому поколению, желая познакомить детей и юношество
с историей и географией огромной империи, ее промышленными достижениями, этническим
разнообразием, природными богатствами, для чего мечтал оборудовать проекторами все
российские школы и гимназии.

В 1909 году началось это беспрецедентное путешествие.
Центральные губернии, Средняя Азия, Кавказ, Урал, Сибирь… Прокудин-Горский побывал
в самых удаленных уголках страны. Результатом стали несколько тысяч снимков — уникальная
фотоэнциклопедия тогдашней России. Сергей Михайлович много раз встречался с Николаем
II, рассказывал императору о своих поездках, делился сокровенными мыслями о пользе
фотографии в деле народного просвещения. Император, всецело разделявший эти мысли,
даже заказал фотографу специальный альбом для цесаревича Алексея, чтобы наследник
престола лучше знал страну, которой ему предстояло управ­лять.

Пароход "Тюмень" Министерства путей сообщения". Фотография 1912 года.  Часовой у дворца и старинные пушки. Бухара. Фотография между 1905-1915 годами.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.