Поиск

Тихая живопись мастера

Тихая живопись мастера

Тихая живопись мастера


Москва для него — огромный мир, в который он вошел 26 апреля 1926 года. Хотя страна тогда была объявлена безбожной, верующие родители окрестили Юрия в храме Николы в Темниках. Семья проживала в Марьиной роще. Шесть человек теснились в 12-метровой комнате двухэтажного дома на Стрелецкой улице. Неподалеку — Миусское кладбище. Подросток Юра перелезал через кладбищенскую ограду с блокнотом под мышкой и рисовал старые деревья, церковь, мгновенно «схватывая» композицию (это врожденное умение сохранилось у Рогозина на всю жизнь). В каж­дом рисунке — такая славная чистота, ясность чувств…

С малых лет Юрий исповедовал тезис: художники — особые люди. Ради живописи отметал соблазны улицы, игры с ровесниками. Благо, мамаша потворствовала страсти сына, покупала на рынке краски, картон, рамы, картины. «Писать до предела» — любимое выражение Юрия Ивановича. Это и вправду страсть, но, в отличие от земных пороков, — страсть, рождающая красоту. На работу в типографию издательства «Правда» он отправ­лялся с этюдником, чтобы к вечеру уехать в Замоскворечье и стоять там, пока небо­склон не окутается кобальтовой шалью. Чаще всего бродил по своей Марьиной роще, рисовал неказистые улочки, деревянные дома с фигурками взрослых и детей (рогозинская манера: фиксировать людей силуэтно — одним-двумя мазками; главное — светоносная лепка городского пейзажа). Эскизы, этюды… Они дисциплинировали, формировали характер, укореняли в душе чувство: ты — художник.

Вскоре переехали на Бе­говую. Юрий любил вечерами ходить по Арбату, заглядывать в окна домов — видел там картины в позолоченных рамах и млел от восторга.
Москва в ту пору гляделась уютной, компактной. Все вроде бы рядом — и Пушкинский на Вол­хонке, и Третьяковка в За­москворечье. В Пушкинском музее стоял как завороженный перед скульптурами. Но ближе сердцу оказалась все-таки Третьяковка. Портреты Венецианова, огромные полотна Верещагина и маленькие работы Пахитонова. Что-то сказочное, таинственное сквозило в них.

Но вот — война. Юрию 16 лет. Явился в военкомат: «Хочу на фронт». Отправили учиться на курсы снайперов, потом в авто­школу. На передовую попал лишь спустя два года. Но успел-таки сбить вражеский самолет — да из винтовки! Понятное дело: глаз отточен многолетним рисованием…
С годами Рогозин вырос в художника, которому по плечу любая техника, любой материал в графике и живописи. Он объездил страну вдоль и поперек: Заполярье, Средняя Азия, Кавказ, Памир, Байкал, Вологодчина, Псковщина, Калужская земля. Итог — участие во многих всесоюзных, республиканских, московских выставках, награды. Созданные им портреты, пейзажи, натюрморты находятся как в российских, так и в зарубежных галереях, музеях, частных собраниях. Юрий Иванович щедро делился своим богатейшим творческим опытом с молодежью, возглавляя художественную студию при издательстве «Правда». Делится и сейчас, когда к нему в мастерскую приходят новые ученики, чтобы приобщиться к одухотворенному и тихому, как икона, его искусству.

Ферапонтово. Бумага, масло. 1979 год

Весна. Холст, масло. 1994 год

Зимний мотив. Река Серена. Картон, масло. 1988 год