Поиск

Русское искусство глазами француза

Русское искусство глазами француза

Русское искусство глазами француза


Титульный лист французского издания книги (1871)Француз, о котором идет речь, — Эжен Эммануэль Виоле-ле-Дюк (1814–1879). Историк, археолог, инженер, декоратор, художник, он практически всю свою жизнь  занимался реставрацией храмов и замков средневековья, среди которых были такие знаменитые памятники, как собор Парижской Богоматери, Амьенский и Реймсский соборы, замок Пьерфон; в числе множества его энциклопедических трудов — фундаментальный «Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI веков»  (1854–1868).
В 1871 году в Париже увидело свет исследование Виоле-ле-Дюка о русском искусстве, позднее изданное и в России1. Эту работу ученый предпринял (под впечатлением от осмотра русских разделов Международных художественно-промышленных выставок и проходивших в 1860-х годах в Париже выставок Строгановского художественно-промышленного училища), «задавшись важной мыслью — раскрыть настоящее национальное русское искусство».
В России книга вызвала большой интерес. С ней серьезно полемизировали, в частности, почетный член Петербургской академии наук граф С. Г. Строганов2 и академик Ф. И. Буслаев3. В суть полемики мы здесь вдаваться не будем — в данном случае нас больше интересует собственно мнение Виоле-ле-Дюка: думается, под многими мыслями французского ученого XIX века русские люди могли бы подписаться и сегодня.
Приводимый ниже текст составлен из фрагментов указанной книги; оттуда же взяты иллюстрации.

«Одним народам присваивают все, другим же отказывают во всем. Разумеется, так поступают в нашем старом западном углу Европы.
Главное возражение против существования русского искусства, по мнению многих, основывалось и основано еще и теперь на том, что Русская империя сложилась из крайне разнообразных и между собой несхожих элементов и что эти элементы, по самому разнообразию своему, находились в условиях, неблагоприятных для развития самостоятельного искусства.
Но то же самое можно сказать и о большинстве народов, которые, однако, сумели создать искусства, отличающиеся собственным характером и стилем.