Поиск

Впервые…

 

Михаил Осипович Доливо-Добровольский
(1862-1919) — инженер-электротехник — впервые в мире создал трехфазный асинхронный
двигатель (1888-1889), изобрел трехфазный трансформатор (1891), разработал все элементы
трехфазной системы передачи электроэнергии.

В 1881 году за участие в студенческих волнениях
он был исключен из Рижского политехнического института без права поступать в любые
другие вузы России. Окончил Высшее техническое училище в Дармштадте (1884). Остался
жить в Германии, хотя и не отказался от русского подданства. В качестве ассистента
преподавал в училище новый курс практического применения электрохимии. По предложению
представителей возникшей незадолго до этого фирмы «Allgemeine
Elektricitats-Gesellschaft» («Всеобщая компания электричества»), известной впоследствии
как AEG, стал работать в ней конструктором, затем главным электриком (шеф-электриком),
а с 1909 года — директором.

Фирма AEG производила бытовые электроприборы.

В 1896 году ее каталог включал 80 наименований.
К тому времени уже существовали проекты конструкций пылесоса, стиральной и посудомоечной
машин. Однако для их производства требовался компактный преобразователь электрической
энергии в механическую.

Такое устройство — трехфазный электродвигатель
— и разработал молодой инженер из России. Электротехника
того времени использовала постоянный ток. М. О. Доливо-Добровольскому и Н. Тесле
принадлежит честь создания генераторов переменного тока, которые совершили революцию
в электротехнике. Но Тесла, провозгласив возможность применения трехфазных токов,
тем не менее считал, что двухфазная система экономичнее, так как требует четырех
проводов, а трехфазная — шести. Михаил же Осипович доказал: соединение нагрузок
в трехфазной системе по схеме «звезда» и «треугольник» позволяет обойтись тремя проводами.
Российский инженер предложил настолько удачную конструкцию электродвигателя с ротором («беличье колесо»), что она успешно
применяется и в наши дни. В короткие сроки Доливо-Добровольский конструктивно разработал
все основные элементы трехфазной системы: трансформатор, трехпроводную и четырех­проводную
линии передачи и электродвигатель мощностью около 100 Вт.

Трехфазная система обладала еще одним огромным
преимуществом — способностью передавать энергию на большие расстояния. В сотрудничестве с
инженером фирмы «Эрликон» Ч. Броу­ном Доливо-Добровольский осуществил эксперимент,
приуроченный к Международной электротехнической выставке и Международному конгрессу
электротехников во Франкфурте-на-Майне (1891): заставил загореться
сразу тысячу ламп накаливания, а затем привел в дейст­вие декоративный водопад
— все это силой энергии, выработанной на находящейся в 170 километрах Лауфенской гидростанции
(Швейцария) и переданной сюда по трехфазной ЛЭП. До этого
дальность электропередачи, не считая нескольких опытных установок, не превышала
15 кило­метров. Лауфен-франкфуртский эксперимент явился подлинным триумфом трехфазных
систем; отсюда берет начало вся последующая мировая электрификация.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.