Поиск
  • 21.06.2017
  • Почта
  • Автор Гульнара Раисовна Заманова

Впервые…

Михаил Васильевич ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Он впервые в мире обнаружил, в частности, существование атмосферы на Венере.
К тому времени, как Ломоносов начал проявлять серьезный интерес к астрономии, европейская наука уже располагала рядом выдающихся достижений в этой области. К началу XVIII века значительного развития достигла техника астрономических наблюдений. В 1761 году Венера в очередной раз проходила по диску Солнца. Отслеживали это явление (имеющее место периодически с промежутками времени в 105,5 года, 8 лет, 121,5 года, 8 лет, вновь 105,5 года и так далее) более 100 астрономов в 40 с лишним пунктах. Ломоносов вел наблюдение в своей домашней обсерватории и  пришел к сенсационным выводам, изложенным им в статье «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской Академии наук Майя 26 дня 1761 года»: «Ожидая вступления Венерина на солнце, <…> увидел наконец, что солнечной край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде равен. <…> При выступлении Венеры из солнца, когда передней ее край стал приближаться к солнечному краю и был около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (см. fig. 3 и 4). LS значит край солнца; mm выпуклистое перед Венерою солнце. Вскоре оной пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (см. fig. 5); ηn  отрезок, хотя весьма малой, однако явственной. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края. <…> Сие — не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере».
Появление светового ободка вокруг Венеры, частично находящейся на диске Солнца, получило название «явления Ломоносова». Несмотря на то, что отчет об открытии атмосферы на Венере Ломоносов опубликовал в том же 1761 году на немецком и русском языках, лишь спустя 30 лет европейские ученые подтвердили этот факт.

Николай Иванович КибальчичНиколай Иванович Кибальчич (1854–1881) — революционер-народник, техник, химик — впервые в мире приблизился к идее применения реактивных двигателей и в 1881 году разработал оригинальную схему пилотируемого ракетного летательного аппарата с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения.
Суть своего «Проекта воздухоплавательного прибора» Кибальчич изложил так: «Я прежде всего остановился на вопросе: какая сила должна быть употреблена, чтобы привести в движение такую машину. <…>  Такой силой <…> являются медленно горящие взрывчатые вещества. <…> Но каким образом можно применить энергию газов, образующихся при воспламенении взрывчатых веществ, к какой-либо продолжительной работе? Это возможно только при том условии, если громадная энергия взрывчатых веществ будет образовываться не сразу, а в течение более или менее продолжительного промежутка времени».  Кибальчич  первым предложил не ракетный двигатель, приспособленный к какому-либо летательному устройству, как это делали другие изобретатели, а совершенно новый (ракетодинамический) аппарат — прообраз современных пилотируемых космических средств, у которых тяга ракетных двигателей служит для непо­средственного создания подъемной силы, поддерживающей конструкцию в полете. Разработка «воздухоплавательного прибора» осуществлялась Николаем Ивановичем в тюрьме, где он дожидался приговора суда во время  процесса «первомартовцев». До этого изобретатель заведовал динамитной мастерской  организации «Народная воля»,  изготовляя самодельные взрывные устройства. До Октябрьской революции 1917 года проект Кибальчича хранился в архиве Департамента полиции МВД России в конверте при «Деле о 1 марта», то есть об убийстве народовольцами императора Александра II. В сопроводительном письме к чертежам говорилось: «Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи. <…> Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными-специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству».
Тюремное начальство, однако, передавать проект на рассмотрение «ученых-специалистов» вовсе не собиралось. 3 апреля 1881 года народовольца казнили, и его идея была обнародована лишь через 37 лет в журнале «Былое» (апрель-май 1918 года). В сопроводительной статье к этой публикации профессор Н. А. Рынин писал: «Насколько мне удалось разобраться в русских и иностранных сочинениях, <…> за Н. И. Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию, в идее, <…> дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности если мечтать о межпланетных сообщениях». Таким образом, Кибальчич вошел в историю не только политического терроризма, но и мировой космонавтики. Его именем назван кратер на Луне.

Владимир Ааронович (Мордехай-Зеэв) ХавкинВладимир Ааронович (Мордехай-Зеэв) Хавкин (1860–1930) — родившийся в России врач, ученый-бактериолог — впервые в мире разработал эффективные вакцины против холеры (1892) и бубонной чумы (1896), провел на себе опыты, доказавшие безопасность этих вакцин. Обучаясь в Императорском Новороссийском университете, он увлекся идеями революционеров-народников, за что подвергался арестам и был исключен из университета. Под влиянием И. И. Мечникова, который здесь преподавал, Хавкин заинтересовался зоологией простейших и  принял предложение поработать в Лозанне, а затем в Институте Луи Пастера в Париже. Главным делом его жизни стала  защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин. Во Франции В. А. Хавкин решил одну из главных задач мировой медицины — создание холерной вакцины, найдя ту концентрацию возбудителей болезни, которая не убивала, а вырабатывала  иммунитет. Действию вакцины он подверг самого себя. Британское правительство предложило российскому ученому поработать в Индии, где в провинции Бенгалия свирепствовала эпидемия холеры. Летом 1893 года в качестве государственного бактериолога Британской короны Хавкин прибыл в Калькутту. Преодолевая религиозные и кастовые предрассудки местного населения, вместе с помощниками-индийцами он проводил массовую вакцинацию. Через два года смертность в охваченных эпидемией районах снизилась на три четверти.
В 1896 году в Бомбее В. А. Хавкин открыл противочумную лабораторию и вскоре создал первую в истории вакцину против бубонной чумы, вновь сначала проверив ее на себе. 10 января 1897 года он попросил санитара ввести ему дозу противочумной вакцины. Спустя два часа про­явились все признаки заболевания чумой, а через сутки все прошло: чума оказалась не страшна привитому от нее. Парижские газеты восторженно писали: «Русскому врачу браво!»
В Индии Хавкин пробыл 22 года. Ему поклонялись почти как божеству, называя «великим белым исцелителем». Созданная им в Бомбее небольшая лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии и с 1925 года носит  имя своего основателя (The Haffkine Institute for Training, Research & Testing). В 1915 году Владимир Ааронович работал консультантом военного ведомства Великобритании и руководил прививками тройной вакциной (против брюшного тифа и двух основных разновидностей паратифа) воевавших английских солдат. Заслуги ученого были признаны  во всем мире: он удостоился   многочисленных премий, наград, званий, в том числе выпуска в Индии почтовой марки в его честь (1960).

Александр Николаевич СкрябинАлександр Николаевич Скрябин (1871–1915) — композитор и пианист —впервые в мировой практике использовал светомузыку. В партитуру поэмы «Прометей» («Поэма огня», 1910) для большого симфонического оркестра,  фортепиано, органа и смешанного хора он ввел нотную строку цветового сопровождения Luce (свет), предназначенную для воспроизведения с помощью особого  инструмента — «светового клавира» («tastier per luce»). Цветовая партия была обращена к «цветному слуху» (синестезии) и основывалась на аналогии между цветами спектра и тональностями кварто-квинтового круга (согласно ей красный цвет соответствует тону «до», оранжевый — «соль» и так далее).  «Поэма огня» должна была погружать концертный зал в сияние того или иного цвета согласно меняющемуся тонально-гармоническому строю. 
Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Композитор мечтал о движущихся линиях и формах, громадных «огненных столбах», «текучей архитектуре», о небывалом доселе синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Однако при жизни Александра Николаевича реализовать эксперимент  не удалось: проект заключал в себе серьезные противоречия, обусловленные сведением в пар­тии Luce изощренных визуальных фантазий Скрябина к крайне схематичному виду. Из-за технических трудностей премьера «Прометея» в 1911 году (дирижер С. А. Кусевицкий, партия фортепиано — А. Н. Скрябин) прошла в Москве без светотехнического оборудования. Отзывы публики были противоречивы: от абсолютного неприятия до полного восторга. В 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле Русский симфонический оркестр под управлением Модеста Альтшулера впервые исполнил поэму за рубежом, но в силу аналогичных  причин до конца воплотить замыслы автора тоже не смог.
Впоследствии светомузыка — так было названо изобретение Скрябина — получила широкое распространение. Конструировались все новые свето-проекционные аппараты, постоянно расширяя  горизонты синтетического звуко-цветового искусства. К примеру,  в России В. Д. Баранов-Россинэ изобрел оптофоническое фортепиано. В 1958 году офицер Советской Армии Е. А. Мурзин спроектировал  первый в мире электронный оптический синтезатор звука АНС (Александр Николаевич Скрябин). А студенческое конструкторское бюро «Прометей»  при Казанском авиационном институте в 1962 году создало одноименный стационарный светомузыкальный инструмент, на котором в Казани было осуществлено первое в СССР концертное исполнение поэмы Скрябина со световым сопровождением по авторской партитуре. В 1975 году в США оркестр университета штата Айова под управлением Джеймса Диксона исполнил «Поэму огня», использовав специально сконструированную лазерную установку.

Автор и ведущая рубрики Гульнара Раисовна Заманова
Продолжение следует