restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Почта
  • Автор Гульнара Раисовна Заманова

Впервые…

Михаил Васильевич ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Он впервые в мире обнаружил, в частности, существование атмосферы на Венере.
К тому времени, как Ломоносов начал проявлять серьезный интерес к астрономии, европейская наука уже располагала рядом выдающихся достижений в этой области. К началу XVIII века значительного развития достигла техника астрономических наблюдений. В 1761 году Венера в очередной раз проходила по диску Солнца. Отслеживали это явление (имеющее место периодически с промежутками времени в 105,5 года, 8 лет, 121,5 года, 8 лет, вновь 105,5 года и так далее) более 100 астрономов в 40 с лишним пунктах. Ломоносов вел наблюдение в своей домашней обсерватории и  пришел к сенсационным выводам, изложенным им в статье «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской Академии наук Майя 26 дня 1761 года»: «Ожидая вступления Венерина на солнце, <…> увидел наконец, что солнечной край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде равен. <…> При выступлении Венеры из солнца, когда передней ее край стал приближаться к солнечному краю и был около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (см. fig. 3 и 4). LS значит край солнца; mm выпуклистое перед Венерою солнце. Вскоре оной пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (см. fig. 5); ηn  отрезок, хотя весьма малой, однако явственной. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края. <…> Сие — не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере».
Появление светового ободка вокруг Венеры, частично находящейся на диске Солнца, получило название «явления Ломоносова». Несмотря на то, что отчет об открытии атмосферы на Венере Ломоносов опубликовал в том же 1761 году на немецком и русском языках, лишь спустя 30 лет европейские ученые подтвердили этот факт.

Николай Иванович КибальчичНиколай Иванович Кибальчич (1854–1881) — революционер-народник, техник, химик — впервые в мире приблизился к идее применения реактивных двигателей и в 1881 году разработал оригинальную схему пилотируемого ракетного летательного аппарата с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения.
Суть своего «Проекта воздухоплавательного прибора» Кибальчич изложил так: «Я прежде всего остановился на вопросе: какая сила должна быть употреблена, чтобы привести в движение такую машину. <…>  Такой силой <…> являются медленно горящие взрывчатые вещества. <…> Но каким образом можно применить энергию газов, образующихся при воспламенении взрывчатых веществ, к какой-либо продолжительной работе? Это возможно только при том условии, если громадная энергия взрывчатых веществ будет образовываться не сразу, а в течение более или менее продолжительного промежутка времени».  Кибальчич  первым предложил не ракетный двигатель, приспособленный к какому-либо летательному устройству, как это делали другие изобретатели, а совершенно новый (ракетодинамический) аппарат — прообраз современных пилотируемых космических средств, у которых тяга ракетных двигателей служит для непо­средственного создания подъемной силы, поддерживающей конструкцию в полете. Разработка «воздухоплавательного прибора» осуществлялась Николаем Ивановичем в тюрьме, где он дожидался приговора суда во время  процесса «первомартовцев». До этого изобретатель заведовал динамитной мастерской  организации «Народная воля»,  изготовляя самодельные взрывные устройства. До Октябрьской революции 1917 года проект Кибальчича хранился в архиве Департамента полиции МВД России в конверте при «Деле о 1 марта», то есть об убийстве народовольцами императора Александра II. В сопроводительном письме к чертежам говорилось: «Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи. <…> Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными-специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству».
Тюремное начальство, однако, передавать проект на рассмотрение «ученых-специалистов» вовсе не собиралось. 3 апреля 1881 года народовольца казнили, и его идея была обнародована лишь через 37 лет в журнале «Былое» (апрель-май 1918 года). В сопроводительной статье к этой публикации профессор Н. А. Рынин писал: «Насколько мне удалось разобраться в русских и иностранных сочинениях, <…> за Н. И. Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию, в идее, <…> дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности если мечтать о межпланетных сообщениях». Таким образом, Кибальчич вошел в историю не только политического терроризма, но и мировой космонавтики. Его именем назван кратер на Луне.

Владимир Ааронович (Мордехай-Зеэв) ХавкинВладимир Ааронович (Мордехай-Зеэв) Хавкин (1860–1930) — родившийся в России врач, ученый-бактериолог — впервые в мире разработал эффективные вакцины против холеры (1892) и бубонной чумы (1896), провел на себе опыты, доказавшие безопасность этих вакцин. Обучаясь в Императорском Новороссийском университете, он увлекся идеями революционеров-народников, за что подвергался арестам и был исключен из университета. Под влиянием И. И. Мечникова, который здесь преподавал, Хавкин заинтересовался зоологией простейших и  принял предложение поработать в Лозанне, а затем в Институте Луи Пастера в Париже. Главным делом его жизни стала  защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин. Во Франции В. А. Хавкин решил одну из главных задач мировой медицины — создание холерной вакцины, найдя ту концентрацию возбудителей болезни, которая не убивала, а вырабатывала  иммунитет. Действию вакцины он подверг самого себя. Британское правительство предложило российскому ученому поработать в Индии, где в провинции Бенгалия свирепствовала эпидемия холеры. Летом 1893 года в качестве государственного бактериолога Британской короны Хавкин прибыл в Калькутту. Преодолевая религиозные и кастовые предрассудки местного населения, вместе с помощниками-индийцами он проводил массовую вакцинацию. Через два года смертность в охваченных эпидемией районах снизилась на три четверти.
В 1896 году в Бомбее В. А. Хавкин открыл противочумную лабораторию и вскоре создал первую в истории вакцину против бубонной чумы, вновь сначала проверив ее на себе. 10 января 1897 года он попросил санитара ввести ему дозу противочумной вакцины. Спустя два часа про­явились все признаки заболевания чумой, а через сутки все прошло: чума оказалась не страшна привитому от нее. Парижские газеты восторженно писали: «Русскому врачу браво!»
В Индии Хавкин пробыл 22 года. Ему поклонялись почти как божеству, называя «великим белым исцелителем». Созданная им в Бомбее небольшая лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии и с 1925 года носит  имя своего основателя (The Haffkine Institute for Training, Research & Testing). В 1915 году Владимир Ааронович работал консультантом военного ведомства Великобритании и руководил прививками тройной вакциной (против брюшного тифа и двух основных разновидностей паратифа) воевавших английских солдат. Заслуги ученого были признаны  во всем мире: он удостоился   многочисленных премий, наград, званий, в том числе выпуска в Индии почтовой марки в его честь (1960).

Александр Николаевич СкрябинАлександр Николаевич Скрябин (1871–1915) — композитор и пианист —впервые в мировой практике использовал светомузыку. В партитуру поэмы «Прометей» («Поэма огня», 1910) для большого симфонического оркестра,  фортепиано, органа и смешанного хора он ввел нотную строку цветового сопровождения Luce (свет), предназначенную для воспроизведения с помощью особого  инструмента — «светового клавира» («tastier per luce»). Цветовая партия была обращена к «цветному слуху» (синестезии) и основывалась на аналогии между цветами спектра и тональностями кварто-квинтового круга (согласно ей красный цвет соответствует тону «до», оранжевый — «соль» и так далее).  «Поэма огня» должна была погружать концертный зал в сияние того или иного цвета согласно меняющемуся тонально-гармоническому строю. 
Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Композитор мечтал о движущихся линиях и формах, громадных «огненных столбах», «текучей архитектуре», о небывалом доселе синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Однако при жизни Александра Николаевича реализовать эксперимент  не удалось: проект заключал в себе серьезные противоречия, обусловленные сведением в пар­тии Luce изощренных визуальных фантазий Скрябина к крайне схематичному виду. Из-за технических трудностей премьера «Прометея» в 1911 году (дирижер С. А. Кусевицкий, партия фортепиано — А. Н. Скрябин) прошла в Москве без светотехнического оборудования. Отзывы публики были противоречивы: от абсолютного неприятия до полного восторга. В 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле Русский симфонический оркестр под управлением Модеста Альтшулера впервые исполнил поэму за рубежом, но в силу аналогичных  причин до конца воплотить замыслы автора тоже не смог.
Впоследствии светомузыка — так было названо изобретение Скрябина — получила широкое распространение. Конструировались все новые свето-проекционные аппараты, постоянно расширяя  горизонты синтетического звуко-цветового искусства. К примеру,  в России В. Д. Баранов-Россинэ изобрел оптофоническое фортепиано. В 1958 году офицер Советской Армии Е. А. Мурзин спроектировал  первый в мире электронный оптический синтезатор звука АНС (Александр Николаевич Скрябин). А студенческое конструкторское бюро «Прометей»  при Казанском авиационном институте в 1962 году создало одноименный стационарный светомузыкальный инструмент, на котором в Казани было осуществлено первое в СССР концертное исполнение поэмы Скрябина со световым сопровождением по авторской партитуре. В 1975 году в США оркестр университета штата Айова под управлением Джеймса Диксона исполнил «Поэму огня», использовав специально сконструированную лазерную установку.

Автор и ведущая рубрики Гульнара Раисовна Заманова
Продолжение следует