restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Дело профессора Сент-Илера

Дело профессора Сент-Илера

Дело профессора Сент-Илера


Тайна зарождения идей

Родился Константин Карлович в Петербурге. И зоологом, и педагогом он был потомственным. Его отец Карл Карлович Сент-Илер, магистр зоологии, являлся автором учебников «Краткая зоология» и «Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних занятий по зоологии». После окончания университета Сент-Илер-старший преподавал естественные науки в гимназии, затем — на женских педагогических курсах, а позже двадцать лет состоял директором Санкт-Петербургского учительского института, где преподавал педагогику и зоологию1.
Дед, по семейному преданию, был выходцем из Франции, попавшим в плен во время Отечественной войны 1812 года. Однако никаких сведений о родстве «русских» Сент-Илеров со знаменитыми французскими естествоиспытателями — Жоффруа и Изидором Сент-Илерами — обнаружить не удалось.
Наш герой учился в Петербургском университете, который окончил с золотой медалью, остался здесь для подготовки к ученой степени магистра зоологии и несколько лет проработал ассистентом у крупнейших ученых того времени — Н. Е. Введенского, А. С. Догеля, А. О. Ковалевского. Он неоднократно посещал лучшие зарубежные лаборатории (И. И. Мечникова — в Пастеровском институте, немецкого гистолога В. Флеминга), морские биологические станции в Роскоффе, Виллафранке и Неаполе), работал также на Соловецкой станции.. После защиты докторской диссертации по цитогистологии получил профессуру в Юрьевском (бывшем Дерптском, ныне Тартуском) университете, где заведовал сначала зоологическим музеем, а затем кафедрой зоологии. Сведений о жизни Сент-Илера в этот период у нас мало. Так уж повелось, что о «трудах и днях»  ученого судят главным образом по его «профессиональным» свершениям. Остальное остается за скобками. А о том, каким образом приходит к людям науки та или иная идея, как они выбирают свой путь, чаще всего не ведают и они сами. И тут неизбежно и безудержно разворачивается фантазия. Не исключено, что места влияют на людей не меньше, чем люди на места. Кто знает, может быть, именно работа в Юрьевском университете, самом старом университете Европы, богатом знаменитыми выпускниками и педагогическими традициями, привела Сент-Илера к главной идее его жизни – идее создания морской биологической станции. Вот что пишет об этом университете  историк биологии В. Е. Борейко: «Ветер странствий, раздутый Лазаревым и Беллинсгаузеном, волновал сердца и умы, распахивал двери аудиторий. <…> Новые моря и земли звали воспитанников Дерпта. И каждый год после окончания учебного курса лучшие студенты и преподаватели отправлялись в кругосветные плавания. Один из них, отважный барон Эдуард Толль, искал легендарную землю Санникова, а нашел свою смерть в ледяных торосах. Другому — Эмилю Ленцу — повезло более, он создал науку океанографию и стал ректором Петербургского университета. Российский академик, биолог и географ Карл Бэр, дерзкий мечтатель, основатель Аскании-Нова, Фридрих Фальц-Фейн – их тоже напутствовала Академия Густавиана (первоначальное название Юрьевского университета. — А. Г.)».
Как мы увидим позже, «ветер странствий» волновал и Сент-Илера. Но  основной его специальностью была все же гистология – изучение тканей живого организма, предполагающая в первую очередь спокойную работу в лаборатории.

«Беломорцы»

Преподаватели и студенты Санкт-Петербургского университета на Соловецкой биологической станции. Крайний справа — К. К. Сент-Илер. Фотография 1893 года (из архива С. И. Фокина)Однако благополучный сорокалетний профессор, заведующий университетской кафедрой, не захотел успокоиться в тиши лаборатории. Мы не знаем, что руководило им — горение истинного педагога, любовь к морю, искренний детский восторг перед живой природой или все это вместе. Так или иначе, он затеял дело, во многом определившее его человеческую и научную судьбу (осмелимся предположить, что и судьбу дальнейших биологических исследований на Белом море). Речь идет о создании новой биостанции с педагогическим уклоном – первой в России, ставившей основной целью обучение и стажировку студентов. По всей вероятности, именно под влиянием К. К. Сент-Илера в 1906/1907 учебном году студенты-естественники подняли перед университетским руководством вопрос «об устройстве постоянных систематических экскурсий под руководством преподавателей <…> для ознакомления с природой в ней самой»2. Ибо «естествоиспытатель не может считать свое образование законченным, если он не знаком с жизнью моря»3.

Летом 1906 года Константин Карлович с двумя студентами выехал на Белое море, обследовал Унскую губу вблизи Пертоминского монастыря и нашел это место весьма подходящим для устройства биологической станции. Правда, видовое разнообразие морского населения губы было небольшим, зато многие организмы встречались в огромных количествах – особенность крайне ценная для проведения практических занятий со студентами. После затяжных бюрократических процедур специальная экскурсионная комиссия, образованная в Юрьевском университете, приняла решение о выделении денег, и в 1908 году на Белое море отправилась первая экскурсия (теперь бы мы назвали ее экспедицией) под руководством Сент-Илера.

Константин Карлович писал о своих поездках совершенно очаровательные отчеты, какие умели писать только натуралисты старой школы. Благодаря этим отчетам, издававшимся отдельными оттисками и перепечатывавшимся в Трудах  Императорского Юрьевского университета, мы можем теперь не только восстановить ход событий, но и в значительной мере понять, почувствовать, что за человек был К. К. Сент-Илер.
Готовил он студентов к поездке весьма основательно. Прежде всего были прочитаны лекции по истории исследований Белого моря, описаны его фауна, методы лова животных, условия работы и жизни на беломорском побережье и многое другое. Для экскурсантов организовывались и практические занятия. Тщательно проработали бытовую сторону жизни: рассчитали затраты, выбрали казначея и эконома. На каждый день по очереди назначался дежурный, на котором лежали мелкие хозяйственные заботы — приготовление обеда, выдача провианта и так далее.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.