Поиск

Вышний Волочёк

Вышний Волочёк

Вышний Волочёк


«Богатый водою и статистикою Вышний Волочёк беден историею», — сетует отпечатанный в 1839 году типографией Московского университета «Путеводитель от Санкт-Петербурга и обратно». Действительно: первое, что бросается здесь в глаза, — обилие воды. Она всюду — в живописных каналах, извилистых речушках, пересекающих город, широких водохранилищах и водоемах; вода с шумом низвергается с плотин-бейшлотов, оказывается где-то над головой за высокими дамбами, даже в засушливое лето стоит в придорожных канавах.

О статистике — чуть позже, а сейчас — немного об истории этих мест. Она восходит к тем временам, когда, согласно «Повести временных лет», в 947 году «Иде Ольга к Нову городу и устави на Мсте погосты и дань». Не миновала Ольга и болотины на водоразделе Балтийского и Каспийского бассейнов, в которой возникла слобода Выш­ний Волочёк — ныне город в Тверской области.
Собственно «волочёк» обозначает небольшой, чисто местного значения волок — пункт переволакивания судов из одного водоема в другой. Слово «вышний», то есть находящийся вверху по течению, свидетельствует о том, что и ниже суда тоже переволакивали — через труднопроходимые Боровичские пороги. Действительно, в пору раннего русского средневековья оживленнее был «Серегерский» водный путь, тянувшийся по верхневолжским озерам, Селигеру и ряду рек к озеру Ильмень, к Новгороду.

Хотя жить на болоте не с руки, но со временем обитатели этого места оказались на довольно оживленном транспортном перекрестке России: через болотину Вышнего Волочка проходил хотя и не основной, но все же путь, связывавший Новгород с Тверью и хлебными поволжскими районами.
Постепенно слобода превращается в Выш­неволоцкий ям — станцию на тракте Москва– Тверь–Нов­город. В 1569 году за провинности новгородцев перед Москвой Вышний Волочёк «был опустошен». Впрочем, трудно ли опустошить слободу, где в 1546 году, по данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, всего-то насчитывалось «73 двора тяглых, 13 церковных и 9 пустых». При этом и холера, регулярно посещавшая Тверскую губернию, ни разу Вышний Волочёк не миновала.

* * *
Вышне-Волоцкий Казанский женский монастырьКогда возник вопрос о выходе к Балтике, Петр I для связи центральных хлебных районов России с предполагаемой северной столицей из целого ряда возможных вариантов выбрал вышневолоцкий маршрут.
География тут такая: возле Твери в Волгу впадает Тверца — довольно порожистая река, которая начинается как раз в той самой болотине у Вышнего Волочка. Рядом протекает река Цна, впадающая чуть ниже Волочка в озеро Мстино. Из озера, в свою очередь, берет начало и впадает в Ильмень Мста — полноводная, порожистая в среднем течении.
Петр, который, по преданию, не раз бывал в этих местах, повелел связать каналом верховье Тверцы близ Вышнего Волочка с руслом Цны, благо расстояние составляло всего несколько сотен метров. К прокладке канала, названного впоследствии Тверецким, приступили в 1702 году, то есть прежде чем русские войска овладели берегами Невы. Техническое руководство было поручено «иностранному слюзному мастеру» Адриану Гоутеру «с товарищи» — пятью специалистами, прибывшими из Голландии. Возглавлял работы стольник князь Матвей Гагарин.

К 1708 году возле Вышневолоцкой ямской слободы появился целый комплекс гидросооружений: укрепленный сваями Тверецкий канал длиной 1320 сажен и несколько шлюзов с дубовыми воротами — «окнами», которые управлялись системой колес. Причем ворота могли пропускать воду либо в Тверцу, обеспечивая необходимый уровень при подходе каравана к каналу, либо в Мсту, чтобы отшлюзованный караван мог двигаться к Новгороду.
Тот, кому «на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства», — писал А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву». Судоходство по первой в истории России искусственной водной системе открылось весной 1709 года. Пропуск судов на Санкт-Петербург в майскую полую воду прошел хорошо, и Петр счел предприятие удачным: провожая домой голландских мастеров, он не пожалел теплых слов. Однако летом выяснилось, что маловодье Тверцы и Боровичские пороги на Мсте чрезвычайно осложняют судоходство, а главное — практически исключают движение в обратном, от Балтики до Волги, направлении. Между тем укрепление России на западе, строительство военного флота и нужды северной столицы требовали надежной транспортной связи Балтийского побережья с остальными частями страны. Петр, сильно разочарованный, осенью 1709 года командировал состоявшего на русской службе английского инженера Джона Перри исследовать реки, на которых позже сложились Тихвинская и Мариинская водные системы. Но это уже другая, более поздняя история, а мы продолжим рассказ о том, что происходило в Выш­нем Волочке.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.