Поиск

«Пьеса разыграна отлично…»

«Пьеса разыграна отлично…»

«Пьеса разыграна отлично…»


 

Театр Корша. Фотография 1900 годаФедор Адамович КоршТеатр Ф.А. Корша появился в 1882 году, когда
Федору Адамовичу предложили возглавить Пушкинский театр, под руководством
актрисы А.А. Бренко оказавшийся на
грани разорения. Перед Коршем стояла задача выжить при ограниченном
финансировании. Начал он с подбора репертуара. Первоначально упор делался
на легкие комедии с любовной интригой, привлекающие неискушенного зрителя,
а с приходом на должность режиссера Н.Н. Синельникова театр получил новый художественный импульс: «В его
(Синельникова. — И.О.) постановках все
едино — автор, актеры, оформление; ничто не кричит о режиссере,
но в каждом слове, которое вы слышите со сцены, в каждом движении
актеров, в каждом штрихе художника, в каждой мелочи костюма,
обстановки — на всем печать высокого мастерства и во всем рука
настоящего художника‑режиссера»1. Театр славился сильным составом
труппы. На его сцене в разное время играли Николай Рощин-Инсаров,
Анатолий Кторов, Мария Блюменталь-Тамарина, Леонид Леонидов, Иван Москвин
и другие корифеи.

Гастрольная деятельность была
неотъемлемой частью существования коллектива. 18 апреля 1902 года на
первой полосе севастопольской газеты «Крымский вестник» Товарищество
драматических артистов московского Театра Ф.А. Корша поместило анонс
спектаклей в городе. Списочный состав труппы приводился «без красных
строк», то есть не по рангу, а по алфавиту: представлялся именно актерский
ансамбль, без выделения «звезд». Труппу, уже добившуюся успеха в Мос­кве,
с нетерпением ждали в Севастополе. Слухи об оригинальном режиссерском
решении коршевских сценических действ будоражили умы местных театралов.

Улица Большая МорскаяСцена из спектакля «Дети Ванюшина». Фотография начала ХХ векаАфиша включала
19 спектаклей. Все желающие ежедневно к половине девятого вечера
приглашались в городской летний театр, деревянное здание которого,
построенное в 1884 году на Николаевском мысу и прекрасно
декорированное по фасаду ажурной резьбой2, напоминало сказочный
терем. Здесь пестрая курортная публика приятно проводила время, наслаждаясь
привозимыми из столиц «модными» постановками.

Городская управа старалась не только содержать здание
в должном порядке, но и благотворно влиять на поведение зрителей во
время представлений. Так, накануне театрального сезона 1902/03 годов на
страницах севастопольской прессы разгорелись страсти по поводу пышных дамских
головных уборов, заслонявших обзор сзади сидящим. Управа проявила настойчивость
и в итоге добилась своего: большинство дам-театралок вняли увещеваниям, хотя некоторые
выражали недовольство столь «стеснительным требованием».

Гастроли театра Наций  в Севастополе. Фотографии 2013 года. Автор А. ВакарчукМария Михайловна Блюменталь-ТамаринаГастрольная поездка длилась с 28 апреля по 30 мая.
Заявленный репертуар был разнообразен: драма, комедия, оперетта. Комедии
и «легкие» пьесы преобладали — приходилось думать о наполнении кассы. Особым вниманием публики
пользовались бенефисы уже завоевавших в Москве известность Л.М. Леонидова, М.М. Блюменталь-Тамариной, А.П. Петровского, М.И. Судьбинина.
Выступали также Ю.В. Васильева, Е.А. Вековская, Т.А. Дубровская, Е.Ф. Орлова, З.М. Островская,
Т.Ф. Синельникова, С.С. Ступина,
В.А. Всеволодов, Л.И. Ленский, Н.И. Успенский,
Р.З. Чинаров.

Андрей Павлович ПетровскийКомедия О. Эрнста
«Педагоги» («Воспитатель Флаксман») открыла гастроли. Театр был полон.
На следующий день газеты сообщали: «Пьеса разыграна отлично, что ни
действующее лицо, то характерный цельный тип»3. Восхищение вызвала
игра Л.М. Леонидова, «проникнутая большим чувством и необыкновенно
естественная».

Режиссер Н.Н. Синельников 10 мая в бенефис
М.И. Судьбинина давалась драма «Дети Ванюшина». Именно эта постановка
в свое время резко изменила отношение публики к теряющему
популярность коршевскому театру. Здесь творческий замысел
Н.Н. Синельникова совпал с пожеланиями автора —
С.А. Найденова. Спектакль, где в ходе повествования о жизни провинциальной
купеческой семьи вскрывались глубинные социальные смыслы, имел небывалый успех:
он прошел при аншлагах десятки раз — редкость по тем временам.
Значительный интерес к «Детям Ванюшина» проявили и севастопольцы.
«Пьеса разыграна очень хорошо, дружно, ровно, как и все, что до сих пор было
представлено. Трудно сказать, кому из актеров следует отдать предпочтение.
Очень хорош был Судьбинин в роли отца Ванюшина. Петровский вообще какую бы
роль ни играл, может ее индивидуализировать», -восторгался критик4.
В постановке задействовали и совсем юных начинающих актрис (в ролях
девочек‑гимназисток). Свежесть дарования уберегла их от заштампованности,
способствовала быстрому и адекватному восприятию режиссерских заданий;
немаловажное значение имела и внешняя привлекательность. Во время
севастопольских гастролей среди молодежи выделялась талантливой игрой
и поразительной красотой актриса О.Н. Миткевич — особенно
в пьесе «Причуды сердца». А вот критики — как им, впрочем,
и пристало, — проявили куда большую сдержанность, найдя
в постановке «много условной красоты, но мало содержания. Такие пьесы
пишутся, чтобы занять глаз, возбудить фантазию, но они ничего не говорят ни
уму, ни сердцу, <…> однако смотрятся
с интересом»5.

 

 

 

1Синельников Н.Н. Шестьдесят
лет на сцене. Записки. Харьков, 1935. С. 314.

2Островская И.В. Мельпомена
в Севастополе // Крымский
архив. 1997. № 3. С. 101-105.

3Крымский вестник. 1902. 30 апреля.

4Там же. 12 мая.

5Там же.
1 мая.

 

 

 

 

Приобрести полную версию 12 номера 2015 года в формате pdf
(стоимость 50 рублей, размер файла 107612 кб)

Приобрести полную версию статьи в формате pdf
(стоимость 15 рублей, размер файла 5460 кб)