Поиск

«Живой классик москвоведения»

«Живой классик  москвоведения»

Фото: Гостиница «Метрополь». Архитектор В. Валькот (1905)


Посольство Великобритании в Москве на Софийской набережной, 14. Архитектор В.Г. Залесский (1891–1893)

«Листая подшивки старых газет» — статью под таким названием увидели читатели газеты «Вечерняя Москва» 6 апреля 1974 года. Название говорит само за себя: выдержки из прессы былых времен позволяли окунуться в прежний мир столицы, давно ушедший, казалось бы, навсегда и бесследно. Под публикацией стояла подпись: Сергей Романюк. Пройдет некоторое время и любители Москвы запомнят это имя навсегда. С 1974 года из‑под пера Сергея Константиновича выйдет более полутора сотен заметок, статей, исследований, монографий. Многие из них составят «золотое наследие» москвоведения, заняв почетное место на полках многих историков, краеведов, архивистов, литературоведов и просто любителей старой Москвы. 31 июля 2015 года столица потеряла одного из своих самых горячих поклонников, самых пытливых умов и дотошных изыскателей старины —  Сергея Константиновича Романюка. Детство будущего москвоведа, появившегося на свет 6 августа 1933 года, прошло в самом сердце столицы — у Чистых прудов. Возможно, это сыграло немалую роль в формировании у Сергея Константиновича особого интереса к истории Моск­вы: район Архангельского, Потаповского и Сверчкова переулков буквально наполнен историческими памятниками: палатами, особняками, усадьбами, доходными домами, церквами. Многие из них были заново «явлены миру» благодаря пуб­ликациям и исследованиям Романюка. Свои родные места он не забывал и в дальнейшем: одна из последних его работ, опубликованная в 2013 году в «Московском журнале», называлась «Чистый пруд — Поганый пруд?» и была посвящена разоблачению расхожей и популярной версии о переименовании Поганых прудов в Чистые. На основе архивных документов, с точными ссылками и выверенными рассуждениями, Романюк доказал, что Чистый пруд, существующий сегодня на бульваре, и Поганый пруд, существовавший в XVI-XVIII веках, не связаны между собой. Иное объяснение (по сравнению с принятым ранее) было дано и происхождению названия «Поганый пруд». Начав с района между Мясницкой и Покровкой, Сергей Константинович постепенно расширял географию своих изысканий, скрупулезно изучая квартал за кварталом. Не исключено, что именно такое движение способствовало выработке собственного стиля Романюка, который написал большую часть своих трудов в виде путеводителей. Это было своего рода новаторство: взяв конкретную улицу или квартал, Сергей  Константинович методично, шаг за шагом описывал каждый участок, словно проходя их постепенно один за другим. При этом читатель двигался вместе с ним не только в пространстве, но и во времени: постепенно каждый клочок земли «раскрывал» всех своих владельцев, рассказывал о своей судьбе в различные эпохи. Неудивительно, что со временем такие труды стали до такой степени большими, что печатались на страницах популярных советских периодических изданий по частям, из номера в номер: представители старшего поколения краеведов хранят у себя подшивки журналов «Наука и жизнь», «Жилищное и коммунальное хозяйство», «Городское хозяйство Москвы», «Архитектура и строительство Москвы», в которых благодаря Романюку появлялись уникальные материалы, проливавшие свет на историю домов и улиц Москвы, и при этом написанные не сухим академическим слогом, а вполне доступным языком. Такие журналы хочется взять с собой на прогулку и читать буквально «на ходу», посещая описываемые места. Многие публикации были связаны  с намечавшимися переустройствами в Моск­ве, прокладкой новых магистралей и «выравниванием» старых: Романюк старался предостеречь от утраты многих уникальных зданий и объектов в Москве. При этом в его публикациях официальная идеология практически не появлялась, ему в целом удавалось оставаться в стороне от политики и текущей конъюнктуры. Из‑под его пера вышли многие книги знаменитой серии «Биография московского дома» — тонкие издания небольшого формата с заметной желтой обложкой. Одна такая книжечка, как правило, была посвящена одному адресу, по которому публиковался максимум материалов, имевшихся в распоряжении исследователя. Наконец, в 1988 году появилась большая отдельная книга, которая быстро сделалась «бестселлером» своих дней — «Из истории московских переулков». В своей манере скрупулезного исследования каждого владения в историческом центре Моск­вы Сергей Константинович представил результаты своих изысканий о переулках внутри Садового кольца. Основанные на архивных изысканиях, труды Романюка позволили установить точную дату строительства многих московских памятников и исторических зданий, ранее не имевших точной датировки. То же касалось имен владельцев и архитекторов, не говоря уже о сведениях, касавшихся памятных мест русской культуры — адресах, связанных с А.Н. Островским, А.П. Чеховым, А.Н. Скрябиным и многими другими. Огромный массив информации, ранее совершенно неизвестной специалистам, был введен в оборот. Также Романюк одним из первых краеведов заговорил вслух о потерях старой Москвы, произошедших в 1920-30‑е годы. Этому аспекту была посвящена книга «Москва. Утраты», появившаяся в 1992 году, схожая тематика оставалась и в следующих трудах. Но свои книги Сергей Константинович писал не только по территориальному принципу. Одной из его любимых тем было творчество Александра Сергеевича Пушкина, неразрывно связанное с историей столицы. В результате многолетних трудов Романюка в архивах и библиотеках на свет появилось множество статей и публикаций о домах, так или иначе связанных с Пушкиным: на Арбате, Поварской, в Большом Харитоньевском, Староконюшенном, Столешниковом переулках. Именно им было установлено подлинное местоположение дома в Москве, где родился Пушкин. В дальнейшем собранные сведения были объединены в уникальную книгу «В поисках пушкинской Москвы», где учету и описанию подверглись все адреса, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. Кроме того, книга была снабжена соответствующей картой, позволяющей наглядно увидеть «пушкинские точки» на улицах Москвы. Наконец, удобный формат этой книги, помещающейся в любую сумку, опять‑таки позволял ее использовать «на месте», при прогулках или собственных краеведческих изысканиях. Стоит особо отметить работы Романюка, посвященные русско‑английским взаимоотношениям. Его перу принадлежат статьи о влиянии выходцев из Великобритании на облик Москвы, истории Старого Английского двора на Варварке, а также уникальный путеводитель «Русский Лондон». Интересно, что Романюк не только создавал новые труды, но и периодически возвращался к старым, дополняя их новыми сведениями и исправляя устаревшие. Так, в 2013 году вышла из печати объемная книга «Переулки старой Москвы», которая стала не просто «механическим» повторением издания 1988 года, а обновленной и существенно измененной его версией. Помимо исправления названий улиц и переулков, многим из которых в 1990‑х годах были возвращены исторические названия, существенные правки были внесены в датировку многих памятников, уточнены некоторые имена и фамилии владельцев участков. Настоящим подарком для москвичей стала серия «Новый московский путеводитель», увидевшая свет в издательском центре «Москвоведение». В ее рамках вышло четыре книги Сергея Константиновича: «Кремль. Красная площадь» (2004), «Москва. Китай‑город» (2007), «Москва. Вокруг Кремля и Китай‑города» (2008), «Москва. Остров» (2009). За рукопись последней книги Романюку была присуждена престижная премия имени московского митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История Москвы». Вторично Сергей Константинович стал лауреатом Макарьевской премии 2011 года в номинации «История Москвы и историческое краеведение», а затем лауреатом премии Лихачева 2012 года «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России». За свою жизнь Романюк успел стать «живым классиком» москвоведения, труды которого цитировались и будут в дальнейшем цитироваться, к работам которого обращаются все новые и новые поколения москвоведов — как начинающих, так и профессионалов. Сергей Константинович внес огромный вклад в популяризацию знаний об истории Москвы. Наконец, его труды стали незаменимым подспорьем для градозащитников: именно на его исследования во многом опираются сегодняшние активисты, защищающие культурное наследие столицы. Это, пожалуй, лучшее применение результатов изысканий Сергея Константиновича, который не оставался в стороне от вопросов градозащиты. Пусть же и далее его имя будут помнить следующие поколения москвоведов и градозащитников»  (http://www.archnadzor.ru). Вечная память!

Старый Английский двор на улице Варварка, 4. Архитектор неизвестен (XVI–XVII)

Особняк в Пречистенском переулке, 8–10. Архитектор В. Валькот (1900–1902)