Поиск

«Русские праздники»

«Русские праздники»

«Русские праздники»


Большой Кремлевский дворецВпервые о событиях, происходивших в Москве на Пасху 1849 года в связи с завершением строительства Большого Кремлевского дворца, я прочитала в многотомном труде Н. П. Барсукова «Жизнь и труды М. П. Погодина» (т. 10. СПб., 1896), размышляя о «русском стиле» в искусстве, одним из основоположников которого как раз и был автор проекта Дворца  — К. А. Тон.
Позже к этой теме меня вернула  выставка «Русский стиль», состоявшаяся в 1999 году в Государственном Историческом музее. Изданный специально к выставке альбом (М., 1998) включал статью сотрудницы музея Н. А. Перевезенцевой, где, в частности, указывалось на «традицию придворных праздников в <…> «русском платье», начавшуюся еще в екатерининскую эпоху», а также отмечалось, что при Николае I «вошли в моду театрализованные шествия в национальных костюмах (праздник, участники которого были одеты в костюмы по рисункам Ф. Г. Солнцева, проходил и во время освящения Большого Кремлевского Дворца в 1849 году)». Таким образом, торжества в Москве соединились с именем еще одного, наряду с архитектором Константином Тоном, основоположника «русского стиля» в искусстве — замечательного художника Федора Григорьевича Солнцева (о нем см. мою статью в № 2 «Московского журнала» за 2003 год). Но что это были за рисунки? Найти их, к сожалению, не удалось. Однако моей студентке-дипломнице удалось отыскать  описание костюмов в посвященных празднествам 1849 года газетных и журнальных статьях того времени: известнейшего литератора, директора Оружейной палаты А. Ф. Вельтмана (1800–1870) в «Московских ведомостях» и не менее известного критика, поэта, историка литературы, теоретика «любомудров» С. П. Шевырева (1806–1864) в «Москвитянине». Кстати, вельтмановские статьи не раз цитирует в своей книге «Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии» (М., 2004)  американский историк Ричард С. Уортман, рассуждая о «повышении значения Москвы как символа нации» и об «использовании Николаем I строительства и архитектуры для утверждения преемственности с древней Россией».
Все это в конце концов заставило меня взять в руки подшивки московских периодических изданий середины XIX века и ознакомиться с репортажами о «русских праздниках» в первопрестольной столице. Поскольку с тех пор они ни разу не публиковались, я решаюсь предложить их вниманию читателей «Московского журнала», сопроводив гравюрами из книг А. Ф. Вельтмана  «Достопамятности Московского Кремля» (М., 1843. Черно-белые. Художник К. Рабус. Литография Кирстена в Москве) и «Описание нового Императорского дворца в Московском Кремле» (М., 1851. Цветные. Художник Н. Черкасов. Хромолитография Ф. Дрегера). Авторство данных иллюстраций в дальнейшем не указывается.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.