Поиск

Первый коми архитектор

Первый коми архитектор

Иллюстрация: Церковь на 500 человек с колокольней. Проект


Проект фасада Народного дома и архитектурный пейзаж к нему

Жизнь и судьба архитектора и художника Александра Викентьевича Холопова (1880—1942).

А.В. Холопов родился в деревне Кочпон Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье выходцев из крестьян, потомственных иконописцев, известных с XVIII века, когда один из представителей рода, фигурирующий в документах как «отец Зотей», создал икону «Спас Нерукотворный» для усть‑сысольского Троицкого собора. Зотей — прадед Александра Викентьевича — обучил иконописному искусству своего сына Павла, некоторое время жившего послушником в монастыре. Отец будущего архитектора — Викентий Павлович Холопов (1852-1912) — состоял в иконописной мастерской Великоустюжской ремесленной управы, имел аттестат на право самостоятельного занятия ремеслом. В последнее двадцатилетие XIX века он писал иконы и оформлял церкви — Покровскую в Усть-Сысольске, Троицкую в селе Поз­тыкерос, Преображения Господня в селе Аныб Усть-Сысолького уезда и другие, что приносило солидный заработок. Мать, Мария Афанасьевна (1852-1943), кроме Александра, родила еще пятерых сыновей и двоих дочерей. В 1891 году Александру было выдано свидетельство: «Усть-Сысольский уездный училищный совет сим удостоверяет, что А.В. Холопов, сын крестьянина Усть-Сысольского уезда, Выльгортской волости, деревни Кочпонской, родившийся 1 апреля 1880 года, успешно окончил курс учения  в Усть-Сысольском городском приходском училище». Из всех детей Викентия Павловича он проявлял наибольший интерес к иконописи. Первые навыки получил в домашней иконописной мастерской. После окончания училища вместе с отцом побывал на Соловках, где перенимал опыт у соловецких иконописцев. К этому периоду относится его самая ранняя работа — «Голова старика» (1893). Хотя Александру минуло тогда лишь 13 лет, работа «представляла [собой] один из иконографичес­ких образов и поражала легкостью исполнения, свидетельствующей о несомненном таланте автора». Для дальнейшей учебы юноше как происходившему из государственных крестьян требовалось разрешение — «увольнительный приговор» — сельской общины. На состоявшемся 26 июня 1897 года в деревне Кочпон крестьянском сходе с просьбой об увольнении отпрыска из общины с целью поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ) выступил В.П. Холопов. Резолюция схода: «Уволить (и увольняем) крестьянского сына Александра Викентьевича Холопова из нашего общества в вышеуказанное училище». Летом 1897 года А.В. Холопов поступил в МУЖВиЗ на архитектурное отделение, попав к профессору Л.М. Браиловскому, а после окончания училища (1900) остался в нем для получения диплома по архитектуре. В 1903 году он сопровождал профессора в поездке в Новгород, организованной Академией художеств для копирования рос­писей церкви Спаса на Нередице, необходимого для проведения в последующем реставрации. Александр, вероятно, выполнял всякого рода подсобные работы, но прошел при этом хорошую школу…