Поиск
  • 21.06.2017
  • Вифлиофика
  • Автор Архимандрит Макарий (Веретенников)

Периодизация истории Русской Церкви и дефиниция периодов

Периодизация истории Русской Церкви и дефиниция периодов

Иллюстрация: П.З. Захаров-Чеченец. Портрет писателя Александра Николаевича Муравьева. Холст, масло. 1838 год


Неизвестный художник. Портрет митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Начало 1880-х годов. Из собрания Государственного Исторического музея в Москве

Историко-библиографический комментарий.

В конце ХХ - начале ХХI века переизданы или репринтированы все основные труды по истории Русской Православной Церкви. Недавно Троице-Сер­гие­ва лавра выпустила труд первого церковного историка — митрополита Московского Платона (Левшина. 1737-1812), изначально (1805) выходивший в виде двухтомника. Он создавался на основании русских и иностранных источников; материал располагался в хронологическом порядке, в известном смысле повторяя традицию летописного повествования. В завершающей главе кратко говорится о последнем Патриархе Московской Руси — святителе Адриане (?-1700), затем об упразднении Патриаршества. В конце автор упоминает о Московской епархии, получившей епархиального архиерея в 1744 году, и заканчивает словами своей автобиографии: «Платон вторый, сей истории писатель, переведен из архиепис­копов Тверских архиепископом же в 1775 году. <…> И как в Твери, так и в Моск­ве оставлена при его управлении и Троицкая Лавра. В 1787 году, июня 20‑го провозглашен он митрополитом в Успенском Московском соборе в присутствии императрицы Екатерины II и доселе, то есть до сего 1804 года оною епархиею управляет». Вторым трудом была «История Российской Церкви» А.Н. Муравьева (1806-1874). В небольшой по объему работе представлены краткие биографии предстоятелей Церкви. После краткой главы «Начало христианства в России» следует текст о святителе Михаиле и далее о последующих мит­рополитах. Тексты систематизированы по главам: «Митрополия в Киеве», «Митрополия во Владимире», «Мит­рополия в Москве», «Патриархи». Далее идет «Местоблюститель Стефан» и «Святейший Синод». Автор вкратце говорит об учреждении Синода и приводит грамоту 1723 года Константинопольского Патриарха Иеремии III (1715-1726) о признании Синода высшим органом власти в Русской Православной Церкви: «И  нарицается он нашим во Христе братом, святым и священным Синодом». Начиная с митрополита Кирилла III (?-1281) в книге появляются даты (расположенные на стыке текста и полей), что подчеркивает  летописно‑хронологический характер повествования. Первое систематическое изложение истории характерно для  труда святителя Филарета (Гумилевского. 1805-1866), скончавшегося на Черниговской кафед­ре. Периодизация весьма важна, так как по ней историк располагает научный материал. Именно вопросом периодизации автор заканчивает вводные сведения к своему труду. Аргументация сформулирована следующим образом: «В ряду событий, происходивших в Русской Церкви, событиями важнейшими, имевшими влияние на положение Церкви, были, после происхождения Церкви: нашествие монголов, разделение одной Митрополии на две, Пат­риаршество и Синод». Поэтому первый период — «от начала христианства в России до нашествия монголов, или до 1237 г.» Затем следует второй период — «время порабощения России монголами до разделения Митрополии, или 1238-1409 гг.» Третий — период «разделенной Митрополии до Пат­риаршества, 1410-1587 гг.» Период Патриаршества, как отмечено, длился с 1588 года и по 1719 год. Завершается «История…» словами: «Пятый — период Синодального управления; мы окончим его кончиною имп. Александра, 1826 г.» Вопрос вызывает начало третьего периода — 1410 год, время прибытия в Москву мит­рополита Фотия (?-1431). Автор пишет: «Разделение Русской Митрополии на две половины, Московскую и Литовскую, само по себе несколько десятков лет волновало Церковь Русскую; оно же имело влияние на все части устройства Русской Церкви. Так разделенная Митрополия образовала новый период бытия Русской Церкви. Разделение Митрополии начиналось и прежде Фотия, с усилиями совершалось при Фотии, без усилий утверждалось после Фотия». Можно отметить, что общий принцип деления истории не единообразен  и зависит, таким образом, от различных обстоятельств: начало христианства, порабощение Руси монголами, разделение Церкви; наконец, вступает в силу принцип возглавления Церкви: Патриаршество и Святейший Синод…