Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Зинаида Викторовна Васильева

Усадьбы Белкино, Бугры, Турлики и их владельцы в творчестве В.А. Серова

Усадьбы Белкино, Бугры, Турлики и их владельцы в творчестве В.А. Серова

Фото: Дом в Буграх. Начало XX века


Дом в Турликах. Начало 1900-х годов

По страницам биографии художника.

На территории современного города Обнинска Калужской области приютились три неподалеку расположенные друг от друга усадьбы — Белкино, Бугры (ныне дача Кончаловского) и Турлики-Михайловское (ныне Морозовская дача). В конце XIX — начале XX века их владельцы Обнинские-Трояновские были связаны между собой тесными  родственными узами и воспринимались как единый «клан», а их усадьбы — как своеобразный культурный центр, обладавший особой притягательностью для музыкантов, поэтов, художников. В 1904 году по приглашению Ивана Ивановича Трояновского (1855-1928), владельца имения Бугры, здесь два летних месяца гостил и работал  выдающийся русский живописец и график Валентин Александрович Серов (1865-1911). С И.И. Трояновским, начинающим коллекционером, но уже популярным в среде московской творческой интеллигенции доктором, Серов и его друг И.И. Левитан познакомились во второй половине 1880‑х годов. Вскоре он стал не только их другом, но и лечащим врачом — оба художника страдали серьезным заболеванием сердца. И.И. Трояновский по окончании медицинского факультета Московского университета работал в городских больницах Первопрестольной, одновременно занимался обширной частной практикой. Учился у живописца Сергея Арсеньевича Виноградова, достиг значительных успехов, но избрал в жизни другую стезю. В 1884 году он женился на дочери калужского дворянина, действительного статского советника, судебного деятеля и публициста П.Н. Обнинского — Анне Петровне (1862-1920), получившей в приданое имение Бугры в Малоярославецком уезде Калужской губернии. В 1900 году Левитан серьезно заболел, к его лечению подключился доктор Трояновский, но все попытки спасти художника оказались напрасными. Серов как участник от России находился на Всемирной выставке в Париже. Узнав о смерти своего друга он, потрясенный, тут же вернулся в Москву. Это трагическое событие сблизило Серова с семьей Трояновских. Анна Петровна — прекрасная пианистка, умная, образованная, общительная хозяйка — была душой собиравшегося в их уютном домике на Молчановке общества. Сюда «на огонек» заходили В.Д. Поленов, Н.Р. Кочетов, Ф.И. Шаляпин, И.Э. Грабарь, В.Я. Брюсов, И.С. Остроухов и другие. Часто навещать Трояновских стал и В.А. Серов. Где бы Серов ни находился, Иван Иванович постоянно следил не только за его творческими успехами, но и за здоровьем. В письмах художника к жене Ольге Федоровне время от времени встречаются такие сообщения: «Был у Трояновских, последние остатки от воспаления легкого прошли, исчезли»; «Чувствую себя хорошо, Трояновского не застал»…