Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Дмитрий Юрьевич Радченко

Русская киноэмиграция

Русская киноэмиграция

Фото: Голливуд в 1920-х годах


М.А. Чехов в фильме «Завороженный». 1945 год

О деятельности наших соотечественников — выходцев из Российской империи и СССР — на ниве зарубежного кинематографа (XX век).

Русская эмиграция XX века (данный термин применяется здесь ко всем выходцам из Российской империи и СССР вне зависимости от их национальной и этнической принадлежности; так он, кстати, многими воспринимается и на Западе) оставила после себя обширное наследие в самых разных сферах искусства — литературе, живописи, музыке… Сумели наши соотечественники, пусть и не столь ярко, «отметиться» и в кинематографе. Основной отток работников русского кинематографа за рубеж происходит пос­ле 1917 года, хотя и ранее имели место подобные случаи — например, со звездой Бродвея и Голливуда Аллой Назимовой, оставшейся в США во время гастролей труппы известного русского театрального актера П.Н. Орленева (1905). Первой страной, куда обратили свой взор русские кинематографисты после революции, стала Италия. Здесь они появляются уже в 1919 году и объединяются вокруг двух производственных центров — «Маннифаттура Чинематографика Амброзио» в Турине и «Нельсон‑фильм» в Риме. А в 1920‑м крупнейший дореволюционный кинопредприниматель И.Н. Ермольев, основатель «Товарищества И. Ермольева», занимавшегося производством и распространением фильмов в России, эмигрировал со своей группой — актеры, режиссеры, технический персонал — во Францию. В Монтройе, предместье Парижа, в павильоне французской киностудии «Пате» он основал кинокомпанию «Ермольев Синема» (позже — студия «Альбатрос»), костяк которой составили русские кинематографисты. Тогда же в Берлин приезжает вместе с частью своей труппы Д.И. Харитонов — еще один дореволюционный кинопромышленник, владелец киностудии, где снималась известная русская актриса Вера Холодная, — и открывает студию «Атлантик — Харитонов‑фильм», определившую основное направление русского эмигрантского производства в Германии. Центром русской эмигрантской жизни, в том числе и кинематографической, в Восточной Европе стала Прага. Там в начале 1921 года осталась часть гастролировавшей мхатовской труппы, сформировав так называемую «Пражскую труппу МХАТа». Еще одну группу русских киноэмигрантов в Чехословакии составили актеры театра «Лау‑ди‑тау», осевшие в Праге в том же году. Театр был основан в Москве в 1911 году и в те времена назывался «интимным кабаре литераторов, художников и артистов», а в Праге сделался коллективом актеров как театра, так и кино…

Ольга Владимировна Бакланова