Поиск

Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина. 1839–1908)

Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина. 1839–1908)

Фото: Анатолий Иванович Просвирнин со своим отцом. Конец 1950-х годов


Начало доклада «Пастырей путевождь» архимандрита Иннокентия к 100-летию преставления святителя  Иннокентия (Вениаминова). НИОР РГБ. Ф. 862

О деятельности этого выдающегося церковного историка, археографа, просветителя.

Предисловие публикатора

Архимандриту Иннокентию (Анатолию Ивановичу Просвирнину. 1940-1994), много потрудившемуся на ниве православного просветительства, в этом году исполнилось бы 75 лет. Его ревностное служение было скоротечным. Он ушел из жизни в возрасте 54 лет, но успел оставить большое наследие и доброе напутствие нынешнему  поколению: «Сейчас время синтеза, нужно обобщить наследие отцов». Остался и его объемный (почти 4000 единиц хранения) архив, в 1996 году переданный в Отдел рукописей РГБ наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Архимандрит Иннокентий — историк‑богослов, источниковед, издатель, педагог — «был настоящим монахом‑подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями он щедро делился со всеми, кто к нему приходил. <…> Он был строг к себе и снисходителен к другим, у него была своя особая мировоззренческая концепция, свой взгляд на историю, ибо он верил в то, что Промысл Божий строит мир». Родился будущий архимандрит в Омске. Мальчиком начал прислуживать в городском кафедральном соборе. В 1958 году поступил в Московскую духовную семинарию. Пос­ле службы в армии продолжил образование и в 1968‑м защитил диссертацию «Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества». По окончании Московской духовной академии его оставили в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. Еще в годы учебы Анатолий Просвирнин стал иподиаконом возглавлявшего Издательский отдел Московского Патриархата тогда еще епископа Питирима (Нечаева) и начал работать в редакции «Журнала Московской Патриархии». В целом церковно‑издательскому и просветительскому делу архимандрит Иннокентий отдал 30 лет, сначала заведуя отделами проповеди и богословия «ЖМП», затем в составе редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», где занял должность заместителя главного редактора по научной работе. Архимандрит Иннокентий участвовал в подготовке  многих важнейших изданий Московского Патриархата: Библии (1969), Нового Завета (1976), Настольной книги священнослужителя (1977-1988), Триоди, Октоиха (1981), Ирмология (1983), книги‑альбома «Троице-Сергиева Лавра» (1985), наконец, богослужебных Миней (1978-1989), которые по праву можно назвать делом всей его жизни. За образец он взял «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией матери и святых угодников божиих в нашем отечестве» (Тамбов, 1878-1883) архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина). По инициативе отца Иннокентия в Минеи были вновь включены многие службы русским святым. Вся многотрудная работа над этими службами выполнялась им самим. Кроме того, он был разработчиком проектов таких изданий, как «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» и «Сибирский церковный вестник» (к сожалению, оба проекта не удалось воплотить в жизнь), инициировал работу группы ученых‑архивистов над многотомной серией «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник‑указатель)» (М., 1993), в предисловии к которой отмечал: «Душа города, деревни — храм, центр края — монастырь, и это определило принцип построения Справочника‑указателя. В нем наглядно воплотилась мысль о том, что устройство Русской Церкви шло рука об руку с устройством государства. Россия была сильна верой и сознанием важности обоюдных интересов Церкви и государства. Как писал И.В. Киреевский, «при помощи русских монас­тырей выковывалась государственность русского народа, при помощи их сложилось Русское Царство и выработались разные стороны нашего быта». Не уставая повторять, что «история Церкви — это история ее святых», архимандрит Иннокентий на протяжении тридцати лет, занимаясь в библиотеках, музеях, архивах, составлял картотеку русских святых (более 4000 карточек), одновременно публикуя на страницах «ЖМП» агиографические статьи о мученике Трифоне, о равноапостольной Великой княгине Ольге, о святом благоверном Великом князе Московском Данииле, о святителе Петре, митрополите Киевском, о преподобных Сергии Радонежском, Савве Звенигородском, Ферапонте Белозерском (Можайском), Александре Свирском, блаженном Василии, Христа ради юродивом, Московском чудотворце. Как уроженец Сибири отец Иннокентий в своих трудах часто обращался к духовной истории этого края земли Русской (работы, посвященные святителю Иоан­ну, митрополиту Тобольскому, Софронию, епископу Иркутскому, истории сибирского книгопечатания, церковному краеведению, взаимодействию культур на Севере, проблеме использования «духовного потенциала отечественной истории в решении современных проблем сохранения заповедных территорий»). Отдельным  и важнейшим направлением церковно‑научных изысканий архимандрита Иннокентия стали жизнь и пастырское служение святителя Иннокентий (Вениаминова. 1797-1879), митрополита Московского и Коломенского, чье имя Анатолий Иванович Просвирнин принял в монашеском постриге. Его стараниями, в частности, был опубликован посвященный святителю труд Владимира Фиалкина, текст «Беседы высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», «Указание пути в Царствие Небесное»; в год 100‑летия со дня преставления святителя Иннокентия (1979) архимандрит Иннокентий выступил на юбилейной конференции с докладом «Пастырей путевождь». Своего рода выполнением святительского завета стало создание опять же по инициативе архимандрита Иннокентия Музея Библии и Международного Волоколамского
краеведческого общества на базе Иосифо-Волоколамского монастыря…