Поиск

Ах, как он хорош…

Ах, как он хорош…

Иллюстрация: К.Е. Маковский. Портрет Н.Н. Муравьева-Амурского. Холст, масло. 1863 год ГБУК «Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева»


Иркутск. Дом генерал-губернатора. Открытка начала XX века.

О двух портретах графа Н.Н. Муравьева-Амурского работы К.Е. Маковского.

Ах, как он хорош — генерал‑губернатор Восточной Сибири (1847-1861) граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, изображенный художником Константином Егоровичем Маковским (1839-1915) на палубе корабля величественно опирающимся правой рукой на «Карту Амурской страны, присоединенной к России». Не­ужели это не фотография, а творение кис­ти живописца?.. После отъезда генерал‑губернатора иркутяне решили заказать портрет «любимого начальника». Есть версия, что первоначально они обратились по сему поводу к своему земляку Михаилу Ивановичу Пескову (1834-1864) — на тот момент студенту Петербургской Императорской Академии художеств. И неслучайно — ведь его об­у­чение стало возможным именно благодаря Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Дело было так. Михаил Песков служил в канцелярии Иркутского губернского управления, но уже тогда в нем проявился талант живописца. В 1854 году он создал серию удачных портретов иркутских купцов и чиновников, в том числе и портрет П.П. Сукачева с сыном Владимиром (имя последнего носит сейчас Иркутский областной художественный музей). Незаурядные способности самородка заметил Муравьев-Амурский и ходатайствовал о поступлении Пескова в академию; при этом поддержал молодого человека и материально. Однако в силу каких‑то причин Песков не смог выполнить заказ иркутян и передал его своему сокурснику Константину Маковскому. Вполне возможно, определенную роль сыграли здесь следующие обстоятельства. Во‑первых, тогда Песков работал над картиной «Ссыльнопоселенец»; во‑­вто­рых, вскоре он заболел туберкулезом и уехал в Крым, где и умер. Что касается Маковского, то, по словам А.Н. Бенуа, зенита славы Константин Егорович достиг на рубеже 1870-1880‑х годов. Бенуа называет «основной прелестью искусства Маковского хорошего времени» свободу: «При фаворе и авторитете художника он был свободный решительно во всем, не исключая светских портретов» (список цитируемых источников см. в конце)…

К.Е. Маковский. Автопортрет. Холст, масло. 1856 год