Поиск

Научно-практическая конференция «Мир московского Златоустовского монастыря. От открытия к обретению»

Научно-практическая конференция «Мир московского Златоустовского монастыря. От открытия к обретению»

Научно-практическая конференция «Мир московского Златоустовского монастыря. От открытия к обретению»


 

Вид Златоустовского монастыря. Фотография 1882—1886 годовКонференция была посвящена
изучению и возрождению московского Злато­устовского монастыря.
О ранее состоявшихся подобных мероприятиях «Московский журнал» писал в
2012 (№ 1) и 2014 (№ 9) годах. Участники конференции 2015 года
стремились по возможности всесторонне охватить многообразную проблематику,
связанную с историей этой древней обители. Круг организаторов конференции
оказался весьма обширен: храм святых бессребреников и чудотворцев Космы
и Дамиана на Маросейке, непосредственно связанный с ним уже упомянутый
культурно‑исторический центр «Открытие» (такое название ныне получил центр во
имя святителя Иоанна Злато­уста), Союз краеведов России и Мос­ковское
краеведческое общество, отделение краеведения и историко‑культурного
туризма историко‑архивного института РГГУ. В качестве информационного
спонсора традиционно выступил «Московский журнал. История государства
Российского».

После общей молитвы на правах хозяина с пожеланием успешной
работы к собравшимся обратился настоятель храма Космы и Дамиана
протоиерей Феодор Бородин, выразивший надежду, что материалы конференции лягут
в основу планируемой к изданию большой монографии.

Приветствуя участников конференции от лица городских властей,
глава муниципального округа «Басманный» Геннадий Викторович Аничкин заверил:
Управа района уделяет большое внимание работе по увековечению памяти предков;
будет оказано всяческое содействие в установке памятного знака на месте
бывшего Злато­устовского монастыря, уже назначена дата этого события —
День Басманного района 14 октября сего года.

Неизменный и самый активный участник всех мероприятий,
посвященных обители, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ, председатель Союза краеведов
России и Мос­ковского краеведческого общества Владимир Фотиевич Козлов
в своем выступлении отметил, в частности, следующее: по мере работы
исследователи все более утверждаются во мнении, что разрушить монастырь до
конца не удалось — он существует в документах, материальных
памятниках, наконец, в общей надежде на возрождение одного из храмов, где
можно будет хранить память о погребенных на монастырской территории
насельниках и мирянах.

В создании Златоустовского монастыря, напомнил иерей храма Космы
и Дамиана Сергий Чураков, на протяжении столетий участвовали как Церковь,
так и миряне — государственные деятели, представители дворянства
и купечества; хочется верить, что в работе конференции произойдет
аналогичное слияние усилий научного мира и церковного сообщества.

По словам главного редактора «Московского журнала» Анны
Филипповны Грушиной, материалы на ту или иную тему поступают в редакцию
именно тогда, когда к данной теме приковывается интерес общественности.
Так произошло и в случае со Златоустовским монастырем: появились
первые обнаруженные археологами артефакты — и журнал откликнулся
рядом статей и очерков, посвященных истории обители. Самая большая награда
за подобные публикации — это если они в итоге помогают совершиться
благому делу.

Всего на конференции
прозвучало 12 док­ладов, в которых нашли отражение самые различные
аспекты жизни монастыря, начиная с его основания.

Образ Димитрия Солунского из иконостаса соборной церкви Иоанна Златоуста в Златоустовском монастыре. 1700 год. Школа Оружейной палаты. Доска липовая, левкас, яичная темпераДоклад иерея Сергия Чуракова
представлял собой обзор «Описи Златоустова монас­тыря 1814 года» из
собрания Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Документ проливает свет на подробности жизни обители во время наполеоновского
нашествия. Сокровища ризницы (иконы, оклады, церковная и богослужебная
утварь, книги, облачения) успел вывезти в 1812 году в Вологду
настоятель монастыря архимандрит Лаврентий (Бакшевский), а вскоре ушли
и монахи «ради великого страха». Монастырь не пострадал от московских
пожаров, но в нем располагалась неприятельская конница, и одна из
церквей была обращена в конюшню. Пребывание оккупантов на территории
монастыря во многом сохранило его от разграбления: так, полностью сохранился
иконостас Троицкого собора, хотя кое-что из остававшегося имущества французы
все же забрали. Сама «Опись» по указу духовной консистории составлялась уже при
следующем настоятеле (1813-1816) — архимандрите Авраамии (Шумилине). Ее историческая
ценность для нас заключается в том, что в ней перечислены, наряду
с прочим, иконы всех монастырских церквей. Наиболее почитался
в обители образ святителя Иоан­на Златоуста (по преданию, дар Великого
князя Московского Иоанна III).

Доклад В.Ф. Козлова назывался «Чтимые иконы Златоустовского
монастыря (по материалам фонда Златоустовского монастыря в РГАДА)». Особое
внимание исследователя привлек чудотворный образ «Знамение», обретенный
в 1848 году в Троицкой церкви. Докладчик внимательно изучил «Книгу
чудотворений», явленных по молитвам перед этим образом
в 1848-1849 годах.

Владимир Фотиевич Козлов и иерей Сергий ЧураковЕще один документальный
источник из Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева
проанализировала хранитель фонда редких и старопечатных книг музея Лариса
Ивановна Алехина. Речь в ее докладе велась о синодике обители,
представляющем собой небольшую рукописную книгу в кожаном переплете на
268 листах. Книга украшена художественно выполненными заставками.
Датируется рубежом XVI-XVII веков, а последние записи относятся
к 1670‑м годам. Это один из немногих уцелевших письменных памятников из
Златоустовского монас­тыря. Сюда внесены имена представителей царского рода,
благоверных великих князей, игуменов и монастырской братии. Трогательно
прозвучали слова протоиерея Феодора Бородина, что поминовение по этому синодику
(а там указано совершать поминовение «вовек») ныне возобновлено
в Космодамиановской на Маросейке церкви. Вот такая связь времен.

Большим подспорьем в изучении преобразований территории
Златоустовского мо­нас­тыря являются его исторические планы. Об этом был доклад
москвоведа Владимира Александровича Киприна. Более широко данная тема раскрыта
им в статье «О московском Златоустинском (Злато­ус­тов­ском) монастыре»
(«Московский журнал». 2014. № 2). В докладе детально анализируется период
с 1786 по 1917 год.

Подробно рассказала об
архивных материалах фонда обители в РГАДА кандидат исторических наук,
доцент, заведующая кафед­рой москвоведения ИАИ РГГУ Александра Геннадьевна
Смирнова (доклад «Насельники Злато­ус­тов­ского монастыря в XVIII-XIX
веках»). Она воссоздала очень колоритный
«социальный портрет» тамошней братии
в разные эпохи — монашес­кое и мирское имя, сведения
о происхождении, месте рождения, возрасте, принятии монашеского пострига
и мес­тах предшествующего и последующего служения, послушания
и другие персональные данные. В докладе были проанализированы
различные аспекты внут­ренней жизни монас­тыря. Эти сведения
в значительной степени могут заполнить лакуны, имеющиеся в самом основательном
труде по его истории — «Описании…» архимандрита Григория (Воинова). М.,
1914.

Интересны свидетельства о связях обители с флотом. Так,
иеромонах Авель, поступивший сюда из Донского монастыря в 1885 году,
был благочинным Тихоокеанской эскадры, в общей сложности провел в плавании
12 лет, сопровождал цесаревича Николая Александровича (будущего Николая
II) в путешествии в Японию (1885), удостоился трех золотых крестов
с драгоценными камнями, состоял членом Императорского Русского
географического общества. В записях за 1881 год упоминается иеромонах
Анатолий, также исполнявший череду священнослужения на флоте.

Протоиерей Феодор БородинСообщенное А.Г. Смирновой
дополнил доклад представителя Мосгорнаследия Владимира Юрьевича Пирогова
«Белокаменные надгробные плиты Златоустовского монастыря по результатам
археологичес­ких исследований в 2011 году». В данном случае речь
идет не о насельниках, а о мирянах, чьи погребения были
обнаружены в ходе раскопок в июне 2011 года. Фрагменты найденных
тогда надгробных плит (см. пуб­ликацию в № 9 «Московского журнала» за
2014 год) сейчас выставлены во дворе центра «Открытие». В докладе
приводятся краткие биографические сведения о погребенных. Среди
находок — крышка саркофага малолетней дочери боярина В.И. Стрешнева
(1646) — известного государственного деятеля XVII века, уникальное
надгробие жены и детей князя Анд­рея Кучумовича — сибирского
царевича, захваченного в плен во время сибирского похода в конце XVI века
и впоследствии крещенного в православие (первая половина XVII века),
фрагмент надгробия князя Ивана Хилкова (конец XVII — начало XVIII века).
Поиски продолжаются.

Название доклада директора
Центра исторических градостроительных исследований Игоря Игоревича Кондратьева
говорит само за себя: «Археологические перспективы изучения московского
Злато­устовского монастыря». Была, в частности, установлена полная
сохранность границ обители. Практически везде они поддерживаются современными
градостроительными элементами — красными линиями улиц, пределами
домовладений, внутриквартальными проездами. Выявляются фрагменты монастырских
стен в виде оснований, высоких останцов либо сохранившихся участков.
Полностью уцелел мощный культурный слой (от 3 до 5 мет­ров). Все
перечисленное вселяет в сердца неравнодушных к идее хотя бы
частичного восстановления обители определенные надежды. Особый интерес
в плане получения новой ценной информации представляет монастырское
кладбище, действовавшее с начала XV века до 1771 года. Известны имена
захороненных здесь 48 представителей знаменитых русских родов —
Апраксиных, Барятинских, Головиных, Кольцовых-Массальских, Кашкиных,
Матюшкиных, Пронских, Румянцевых, Синявиных, Стрешневых, Урусовых, Хилковых,
Чемодановых, Шереметевых… И.И. Конд­ратьев провел также виртуальную «экскурсию»
по бывшему монастырю, продемонстрировав фотоматериалы из фондов Государственного
Музея архитектуры имени А. В. Щусева, зафиксировавшие постройки монастыря на
момент его сноса (1930‑е годы).

С большим вниманием участники
конференции выслушали доклад иеромонаха Никона, насельника Старо-Голутвина
мужского монастыря (Коломна) «О почитании владыки Феодосия (Ганицкого),
последнего настоятеля Златоустовского монастыря». Мощи священноисповедника
Феодосия, обретенные в 2006 году, в настоящее время пребывают
в Старо-Голутвином монастыре. Сын священника, Феодосий окончил духовную
семинарию, какое‑то время преподавал в духовном училище, затем служил
бухгалтером в Консистории. В 1900 году принял монашеский
постриг, на следующий день его рукоположили в иеродиакона, а через
день — в иеромонаха. Участник русско‑японской войны, награжден Георгиевским
крестом. После подвизался в московском Покровском монастыре, был казначеем
Чудова монастыря. В 1909 году иеромонах Феодосий назначается
настоятелем Златоустовской обители и тогда же — благочинным всех
монастырей города Москвы. В 1920‑м Пат­риарх Тихон пригласил его
к себе на беседу и призвал к архиерейскому служению, поставив
возглавлять Коломенскую кафедру. Несмотря на гонения, вплоть до запрещения
служить, владыка до самой своей кончины (1937) почитался паствой как старец.

Одному из самых известных
родов из числа основателей и вкладчиков монас­тыря — роду Апраксиных
посвятила свое развернутое сообщение Людмила Анатольевна Фатуева — научный
сотрудник Му­зея‑­заповедника «Дмитровский Кремль». Повествование
о судьбе потомков Апраксиных в эмиграции и до настоящего времени продолжила
графиня Елизавета Владимировна Апраксина, ведущая в России большую общественную
и благотворительную работу.

О московских храмах во имя святителя Иоанна Златоуста поведала
слушателям преподаватель истории лицея «Школа на Донской» Мария Вячеславовна
Артюшенко, подробно рассказав, в частности, об истории и современном
состоянии Златоустовского храма в Донском монастыре.

Геннадий Викторович АничкинЗаключительный доклад,
сделанный Лидией Алексеевной Головковой — старшим научным сотрудником
Отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Ти­хо­нов­ско­го богословского
университета, был посвящен необычной теме — речь шла не о гонимых, но
о гонителях. В 1934 году на территории Златоустовского монастыря
после его сноса построили два жилых многоквартирных дома для сотрудников НКВД.
Многие из упомянутых в докладе обитателей этих домов в свою очередь
оказались жертвами репрессий. Несколько иначе окончил свои дни также живший
здесь едва ли не самый яростный гонитель Церкви Е.А. Тучков. Он «специализировался»
именно на работе с «церковниками», был в числе главных мучителей
Патриарха Тихона. Но перед кончиной вдруг попросил приехать Патриарха Алексия I
(Симанского) и проговорил с ним более четырех часов. Принес ли Тучков
покаяние за содеянное?..

Подводя итоги конференции,
ведущий В.Ф. Козлов поделился с собравшимися планами на будущее. По его
словам, предстоит издать материалы двух прошедших конференций и приступить
к разработке концепции фундаментального труда по истории монастыря,
а также озаботиться публикацией сборника выявленных архивных документов.
Одна из главных задач — всячески содейст­вовать установлению на территории
обители памятного знака или хра­ма‑­часовни, а также организовать
общественное наблюдение за сохраннос­тью территории в ходе предстоящей
весной 2015 года реконструкции Большого Злато­устинского переулка.

Когда уже верстался номер,
стало известно, что 6 апреля в северо‑восточном углу территории
монастыря вместе с гаражами был снесен фрагмент предположительно бывшего
настоятельского корпуса XVII-XVIII века — якобы с целью облагородить
и привести в порядок двор. Ни представители фонда «Открытие»
в лице иерея Сергия Чуракова, ни жители домов № 3 и 5 по Малому
Злато­устинскому переулку, принимающие активное участие в работе фонда, ни
координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов, который и предал
гласности этот факт на своем сайте «Хранители наследия», не успели ничего
предпринять — настолько внезапно и быстро все произошло. Комментарий
иерея Сергия Чуракова: «В конце марта в Москве проходила научно‑краеведческая
конференция о Златоустовском монастыре, и было решено, что необходимо
развернуть масштабную археологическую программу по изучению его территории,
сохранять и изучать все уцелевшие фрагменты его построек. Та, что сегодня
снесена, являлась, скорее всего, фрагментом старинного настоятельского корпуса.
От него сохранялись три стены с остатками наличников, а теперь —
груда развалин. Я пытался убедить рабочих его не ломать, просил предъявить
документы — бесполезно. Прибыла полиция, но только зафиксировала свершившийся
факт, вмешиваться не стала. А потом приехали какие‑то дельцы за старинным
кирпичом — они и не скрывали, что собираются им торговать. Вывозили
на КАМАЗах… Конечно, мы по‑­прежнему будем настаивать на археологическом
из­у­чении территории монастыря. Необходимо всю ее взять под охрану, чтобы
ничего здесь больше не уничтожили».

 

Выпуск «Летописца»
подготовила
Анна Давидовна Туаева

 

 

 


Приобрести полную версию статьи в формате pdf
(Стоимость — 15 рублей; размер файла ~243 кб)


Приобрести 05 номер 2015 года в формате pdf
(Стоимость — 50 рублей; размер файла ~4100 кб)