Поиск

[«Воспевшие ратный подвиг нашего народа»]

[«Воспевшие ратный подвиг нашего народа»]

Фото: Анатолий Андреевич Горпенко и Евгений Иванович Комаров. 1942 год


Н.Н. Жуков. За Родину! За Сталина! Бумага, карандаш. 1941 год

Студия военных художников имени М.Б. Грекова в годы Великой Отечественной войны.

Вместо предисловия

Недавно в Московском Центральном выставочном зале «Манеж» прошла юбилейная выставка Студии военных художников имени М.Б. Грекова, приуроченная к 80‑летию этого уникального творческого коллектива, удостоенного орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Созданные в разные годы членами студии произведения составили героическую летопись отечественного воинства, начиная со времен Петра I. Без работ грековцев сегодня нельзя представить рассказ о Великой Отечественной войне. …29 ноября 1934 года нарком  обороны К.Е. Ворошилов издал приказ за № 74 об организации изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова при Особой отдельной кавалерийской бригаде. Идея принадлежала не просто художнику‑баталисту, но человеку, прошедшему дорогами Первой мировой войны, — Митрофану Борисовичу Грекову (1882-1934). Он не раз обсуждал это в беседах с К.Е. Ворошиловым и С.М. Буденным, но не дожил всего два дня до выхода упомянутого приказа. М.Б. Греков — один из самых известных советских художников. Его полотна стали классикой мировой батальной живописи. Кто из нас не знает созданных им картин, посвященных  событиям Гражданской войны, — «В отряд к Буденному» (1923), «Взятие Новочеркасска» (1925), «Чертов мост» (1931), «Тачанка (выезд на позицию)» (1933), «Знаменщик и трубач» (1934), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934)… Обосновывая необходимость в специальной студии, Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя бы и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Короче говоря, надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать ружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». С первых дней Великой Отечественной войны на ее фронтах сражались и вели «художественный репортаж» с передовой члены Студии имени М.Б. Грекова. Генерал‑майор Алексей Андреевич Лобачев, вспоминая оборонительные бои под Крюково, писал о прибытии на линию фронта и работе там группы художников‑баталистов: «В состав группы <…> входили Петр Кривоногов, Анатолий Горпенко, Карл Гогиберидзе, Геннадий Прокопинский, Николай Беляев, Виктор Рыбин, Василий Медведев, Георгий Черенщиков. Бригаду возглавлял начальник студии Христофор Александрович Ушенин. <…> Я не преувеличу, если скажу, что художников у нас приняли как собратьев по оружию. Сам по себе этот факт — событие большой красоты, вдохновляющего оптимизма: гитлеровские войска ломились в ворота Москвы, отчаянные бои шли за каждый метр земли, и вдруг — художники и живопись. <…> Известие о прибытии грековцев быстро облетело войска: «Береза! Береза! Я — дуб, я — дуб. В наше хозяйство прибыли 130 карандашей, 2 трещотки, 4 игрушки и 12 художников… Настоящие, из Москвы, с красками. Героев будут писать». Через несколько дней я встретил А. Горпенко и Г. Прокопинского на передовой. Они показали первые рисунки». Студийцы‑грековцы, мужественно сражаясь и самоотверженно работая на переднем крае, прошли вместе с Красной Армией от Москвы до Берлина. Зарисовки, эскизы, этюды… Шесть выставок, состоявшихся в годы войны. И, как итог, — создание блистательных полотен, воспевших ратный подвиг нашего народа. Первую фронтовую бригаду грековцев, отправившихся в 16‑ю армию, возглавил, как сказано выше, Христофор Александрович Ушенин. Ниже публикуется (с незначительными сокращениями) его очерк о студии и боевых путях‑дорогах студийцев.

Студии военных художников имени М.Б. Грекова вот уже свыше двадцати пяти лет (написано в начале 1960‑х годов. — Публ.). Она объединяет лучших советских баталистов. В стенах студии выросли и сформировались многие известные советские художники. Творческие биографии А. Горпенко, Е. Вучетича, Н. Жукова, И. Евстигнеева, П. Мальцева, П. Кривоногова, В. Климашина, К. Китайки, Б. Йеменского, П. Баранова, В. Богаткина и других неразрывно связаны с Красной Армией, с историей Студии имени М.Б. Грекова. Произведения этих художников широко известны в <…> стране и за рубежом. Они украшают многие музеи, воспроизводятся в книгах, хрестоматиях, учебниках. Широкую популярность деятельность студии приобрела в годы Великой Отечественной войны. В это время перед грековцами встала задача создать художественную летопись освободительной войны, изобразить грандиозные битвы за свободу и независимость нашей Родины, создать образы бесстрашных и мужественных воинов. <…> С первых дней войны грековцы — на передовых позициях фронта. Плечом к плечу, нога в ногу со своей армией шли они по дорогам войны, деля с солдатами горести и радости фронтовой жизни. Выполняя в течение пяти лет работу буквально на всех фронтах — от фиордов Норвегии до Черного моря, от Порт-Артура до Бранденбургских ворот, они собрали огромный материал, значение которого трудно переоценить, и достигли в жанре фронтового репортажа значительных успехов. Никогда за все время своего существования коллектив Студии имени Грекова не оправдывал в такой степени своего почетного места в нашем искусстве, как именно в эти годы, в годы Великой  Отечественной войны…

П.А. Кривоногов. Трасса жизни на Ладоге. Литография. 1950 год

П.А. Кривоногов. В районе Корсунь-Шевченковской операции. Холст, масло. 1945 год

П.А. Кривоногов. На Курской дуге. Холст, масло. 1949 год

Н.Н. Жуков. Возвращение победителей. Бумага, уголь. 1946 год