Поиск

Марат Николаевич Тищенко

Марат Николаевич Тищенко

Выступление М.Н. Тищенко на конференции в МАИ. 1977 год


Диплом Международной федерации аэронавтики. 1954 год

О выдающемся конструкторе вертолетов.

Продолжая тему создания вертолетостроения в нашей стране, нельзя обойтись без рассказа о преемнике одного из корифеев этой отрасли Миля — Марате Николаевиче Тищенко, после смерти Михаила Леонтьевича более 20 лет возглавлявшем Московский вертолетный завод. Ученик и сподвижник Миля, Тищенко разработал новое поколение вертолетов, значительно опередивших свое время. Вертолеты марки «Ми» и сегодня составляют основу отечественного вертолетного парка. Они помогли осваивать богатства Сибири, Севера и Дальнего Востока; состояли и состоят на вооружении армии России. С каждым годом расширяется их экспорт — в настоящее время сложно найти  на карте страну, где бы не летали «Ми». Начнем с краткой справки. Марат Николаевич Тищенко — советский,  российский авиаконструктор. Главный конструктор МВЗ имени М.Л. Миля (1970), Генеральный конструктор ОКБ имени М.Л. Миля (1981-1992). Лауреат Ленинской премии (1976), Герой Социалистического Труда (1982), награжден двумя орденами Ленина и медалями, орденом «За заслуги перед ПНР». Доктор технических наук (1982), профессор (1985), член‑корреспондент АН СССР (1987), академик РАН (1992). В 1993 году по инициативе М.Н. Тищенко учреждается Российское вертолетное общество, президентом которого Марат Николаевич был избран. За истекший период Общество провело ряд международных научных форумов по проблемам вертолетостроения. С 1989 года М.Н. Тищенко является членом Американского вертолетного общества (AHS). По приглашению Мэрилендского университета (США) неоднократно руководил дипломным проектированием студентов по вертолетной тематике. В 1995 году удостоился высшей награды AHS — приза имени доктора Александра Клемина «За выдающиеся достижения в прогрессе винтокрылой авиации», в 2008‑м — Российской независимой премии «Триумф» в номинации «Механика и технические науки».

* * *

Родился Марат Николаевич в 1931 году в Харькове «в семье молодых инженеров (Николая Афанасьевича Тищенко и Ольги Ефимовны Гольдберг. — И.С.), только что окончивших ХЭТИ (Харьковский электротехнический  институт)». На выборе имени первенца отразился революционный настрой Ольги Ефимовны. В начале Отечественной войны родителей Марата, работавших в Харькове, командировали в Москву, затем направили на строящийся в Орске завод по производству снарядов, а в 1942 году перевели в Свердловск. С 1944 года семья обосновалась в Москве. Марат занялся авиамоделизмом, стал посещать Центральную станцию юных техников в Политехническом музее, много читал, в том числе проштудировал книгу А.М. Изаксона «Геликоптеры» (М., 1947). После окончания школы с золотой медалью (1950) поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, а через три года стал студентом только что организованной в МАИ кафедры проектирования вертолетов. Марат Николаевич вспоминал: «Увлекался моделизмом, построил модель, которая установила мировой рекорд продолжительности полета для модели вертолета с механическим двигателем, впервые утвержденный FAI (Международная федерация аэронавтики) в 1954 году. Меня затянуло в вертолеты. Через 50 лет <…> в 2004 году я построил такую же модель, но с радиоуправлением (в штате Мэриленд), и все удивлялись этому. В кружок авиамоделизма в МАИ ходила студентка факультета вооружения Валя Корнеенкова, с которой мы познакомились и вместе уже с 1957 года. <…> 1 июля 1961 года у нас родилась дочь Маша, а в День космонавтики 12 апреля 1984 года у нее родилась моя внучка — Наташа». Валентина Ильинична сегодня с нежностью вспоминает, как заботливо в течение двух лет ухаживал за ней студент‑старшекурсник Марат Тищенко, прежде чем они стали мужем и женой, и как счастливо они прожили последующие долгие годы…

Вертолет Ми-26

Ми-38