Поиск

Скоропечатня

Скоропечатня

Фото: Сотрудники «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсон». 1903 год


Обложка книги «Московские виды. На память от Метрополя». Не ранее 1905 года

О деятельности московского издателя Александра Александровича Левенсона (1851–?).

В Москве в Трехпрудном переулке среди других старинных домов выделяется не то готический замок, не то терем, возведенный в стиле модерн в 1900 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Это — здание бывшего «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсон». В «Историческом очерке» о своем предприятии (1903) члены правления Товарищества не без гордости отмечали: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Этот стиль, черпающий все свои вдохновения в архитектурном искусстве средних веков, гармонируя основному стилю, в то же время вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок «новый стиль». Новое здание видно еще со стороны Тверской улицы. Издали оно красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью. В наружных украшениях — полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором, изображающий двух типографских рабочих, занятых около печатного станка. Особенно же эффектен контраст наружной отделки из белого камня и буроватого кирпича с голубоватыми тонами воздуха: получается изящное, веселое впечатление. По вечерам, освещенное электричеством, увенчанное транспарантным изображением государственного герба, здание это невольно обращает внимание среди обыденных низеньких построек, его окружающих». При описании внешнего оформления здания позднейшие авторы не забывают отметить, что именно здесь увидели свет первые сборники рассказов А. П. Чехова и стихов М. И. Цветаевой, детские книжки с иллюстрациями И. Я. Билибина. Об основателе скоропечатни А. А. Левенсоне практически ничего не известно. Биографические сведения не просто отрывочны, но чрезвычайно лаконичны. Поиски в библиотеках и архивах ожидаемых результатов не дали. Вся наличная информация связана исключительно с деятельностью типографии, затем Торгового дома и Товарищества. Даже сохранившаяся частная переписка Левенсона — с актрисой и основательницей Русского театрального общества М. Г. Савиной, вдовой поэта и художника Ф. Л. Соллогуба Н. М. Соллогуб (урожденной Бо­де-­Колычевой), актером, драматургом и директором Малого театра А. И. Сум­бато­вым-Южиным, отцом известного советского литературоведа Ф. В. Кельина статским советником В. Ф. Кельиным — касается только работы. Придется  ограничиться тем, что есть…

Здание типографии «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсон» в Трехпрудном переулке, д. 9.

Бывшая скоропечатня А. А. Левенсона в Трехпрудном переулке. Современная фотография