Поиск

Просветитель

К 60-летию архивиста, краеведа, педагога Владимира Фотиевича Козлова.

Размышляя о жизненном призвании В. Ф. Козлова, о его многогранной научной, преподавательской  и общественной деятельности, неизбежно сталкиваешься с проблемой выделения здесь чего‑то наиболее значимого. Но, думается, все области приложения творческого потенциала Владимира Фотиевича одинаково ценны для  сообщества его учеников, коллег и друзей — для тех, кого он заряжает своей неуемной энергией, направленной на становление и развитие в России такой важнейшей сферы гуманитарного знания, как историческое краеведение. Он родился 16 января 1955 года в Гродно, в семье военнослужащего. Среднее образование завершил в Крыму. После прохождения службы поступил в 1976 году в Московский государственный исто­рико‑­архивный институт. Во время учебы вплоть до окончания МГИАИ (1981) Владимир Козлов демонстрировал отличные успехи по всем дисциплинам, был активным общественником, занимался в студенческом научном кружке под руководством корифея исторической науки и регионального краеведения профессора С. О. Шмидта. Тесное общение с Сигурдом Оттовичем дало ему четкие ориен­тиры в профессии, воспитало стремление к кропотливому труду по изучению истории и культурного наследия Москвы. Мое личное знакомство с В. Ф. Козловым состоялось в конце 1980‑х годов, когда он вскоре после защиты кандидатской диссертации (1984) пришел на работу в Цент­ральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Заведуя в музее отделом, он одновременно проводил занятия, а также авторские экскурсии для всех интересовавшихся церковным краеведением. Мне, начинающему краеведу, были особенно полезны приобретаемые на его лекциях знания по истории православной Москвы, в то время практически недоступные широкому кругу людей. Помню, насколько важное значение для формирования круга моих исследовательских интересов имели статьи В. Ф. Козлова в журналах «Архитектура и строительство  Москвы» и «Московский журнал» о разрушении памятников церковного зодчества. Тогда почти одновременно с этими работами появились книги П. Г. Паламарчука «Сорок сороков» о сохранившихся и исчезнувших храмах Москвы, выпущенные в Париже издательством ИМКА-­пресс. В. Ф. Козлов сво­ими публикациями на основе архивных источников существенно дополнял почерпнутые П. Г. Паламарчуком из литературы XIX — начала XX века и сообщений московских старожилов сведения, стимулируя тем самым углубление современных  историко‑краеведческих изысканий…