Поиск

Российские артисты-эмигранты в Китае

Российские артисты-эмигранты в Китае

Фото: София Александровна Реджи. Фотография 1927 года. Оригинал хранится: Архив Sztein Collection, Box 17. Folder 4 Amherst College Center for Russion culture, Massachusetts, USA


Сцена из спектакля Норильского театра «Аршин мал алан» с участием Евгения Мунцева. 1954 год

София Александровна Реджи (1896–1961), Берта Червонная (1909–1975), Илико Николаевич Мерабишвили (1907–?), братья Леонид Александрович (1905–1983) и Евгений Александрович (1910–1985?) Мунцевы.

В конце 1940 года шанхайский русский эмигрантский журнал «Кстати» напечатал две афиши концертов с участием С. А. Реджи, Берты Червонной и Л. Мунцева. Еще афиша: в апреле 1939 года в шанхайском теат­ре «Лайсеум» состоялся большой весенний гала‑­концерт, в котором выступали А. Н. Вертин­ский, С. А. Реджи и Берта Червонная. Вертинский исполнил пять своих песенок («Pic­colo-­bam­bino», «Джим­ми‑­пират», «Ревность», «Маленькая балерина», «Мадам, уже падают листья»), Берта Червонная — кавказский танец «Молитва Шамиля» и «Цыганскую таборную пляску». Остальное пространство концерта занимала «С. А. Реджи с обширным репертуаром», как значилось в программе. Конферировал В. Кларин, играл оркестр под управлением А. И. Шевцова. Можно не сомневаться: большинству современных читателей эти имена (за исключением, конечно, Вертинского) ни о чем не говорят. Лишь отдельные коллек­цио­не­ры‑­меломаны ищут биографические данные эмигрировавшей в Китай популярной русской певицы Софии Александровны Реджи. Еще меньше найдется людей, слышавших о цыганской танцовщице Берте Червонной, и уж совсем никто ничего не знает о Леониде Мунцеве. Предлагаемый материал является результатом кропотливой исследовательской работы автора по восстановлению биографий забытых, а точнее, «вычеркнутых» из истории артистов, волей‑неволей оказавшихся в эмиграции.

София Александровна Реджи

Певица, артистка оперетты, после революции выехавшая в Харбин. В китайской эмиграции имела чрезвычайную популярность, пела, как и все православные артисты Харбина, в церковном хоре, в оперетте, выступала с концертами. На эстраде София Александровна создавала яркие сценические образы в жанре «Песни улицы». Многие эмигранты, разъехавшись из Китая по разным странам, в своих воспоминаниях называют ее любимицей публики. Елизавета Рачинская пишет: «Выступала с «Песнями улицы» <…> популярная певица С. Реджи, одетая апашкой, с красной косынкой, небрежно повязанной в виде галстука», и далее цитирует строки из песни «Шумит ночной Марсель». Эта песня наряду с другими номерами Реджи использовалась актрисой МХАТа Екатериной Корнаковой, тоже оказавшейся в эмиграции в Харбине, в спектаклях театральной студии, которой она руководила. Из автобиографии: «Я, София Александ­ровна Ченцова-Реджи, родилась в Оренбурге 2 сентября 1896 г. До 9 лет разъезжала с матерью, Анастасией Логиновной Федоровой-Горской, по провинции, где мать служила в оперетте. В 1905 г. поступила в приготовительный класс в казенную гимназию г. Симферополя, проучившись 3 года, была переведена матерью в 3 кл. в г. Бердянск Таврической губернии в гимназию Саханевич, которую и окончила в 1912 г. В тот же год поступила на сцену в оперетту в г. Одессе в Русский театр». Мать Софии — А. Л. Федорова-Гор­ская, профессиональная певица (сценический псевдоним — «Анастасия Нежда­нова»), родилась в 1875 году. В конце XIX — начале XX века пела в оперетте. Об отце сведений нет; судя по фамилии матери, им являлся кто‑то из коллег Анас­тасии Логиновны (псевдоним «Горский» имел тогда очень широкое распространение в артис­тической среде); возможно, отцом был сам Александр Алексеевич Горский — выдающийся балетмейстер и великолепный танцор, который пришел в балетную труппу Большого театра и открыл новую эпоху в танцевальном искусстве постановкой «Дон Кихота». Он умер в 1924 году — именно в этом году мать и дочь уезжают в Китай. В любом случае семейная жизнь родителей Софии Реджи, похоже, не сложилась. София, обладая яркой внешностью, живым характером и унаследовав голос матери, пошла по ее стопам. Первый творческий сезон начался сразу же  после окончания гимназии в труппе оперетты одесского Русского театра на ли­ри­ко‑­каскадных ролях. Успех пришел мгновенно и навсегда. София выступала в опереттах известнейших антрепренеров В. С. Горева и Полины Полиновой, Елизаветы Алези-Вольской, Беляева. Зимние сезоны проходили в Житомире, Вильно, Минске, Гродно, Ковно, Самаре, Сызрани, Казани, Нижнем Новгороде, летние — в Севастополе и Ялте…

Кадр из фильма «Бэла». Госкинпром Грузии. 1928 год. Азамат — И. Мерабишвили