Поиск
  • 21.06.2017
  • Труды и дни
  • Автор Галина Владимировна Аксенова, иеромонах Роман (Сокольников)

«Истый учитель веры»

«Истый учитель веры»

Фото: Армянская церковь во имя святителя Николая в Армянском квартале города


Рака с останками епископа Иакова (Домского)

Жизнь и деятельность епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского. 1823–1889).

О епископе Иакове (Иерониме Петрови­че Домском) вспоминают как об одном из ярчайших, «живых и деятельных» представителей Русской Православной Церкви последней трети XIX столетия. Проповедник, миссионер, преподаватель и на­ставник, он много потрудился на ниве духовного и церковного образования в российской глубинке, особенно в дальневосточных регионах. «Мудрым архипастырем, отцом и благодетелем сирот и бедных, доб­рым начальником и вертоградом Слова Божия, «градом, стоящим на верху горы (Матф. 5, 14)», истым учителем веры и доб­рым наставником дел» называли его. Будущий епископ родился в семье священника Петра, «поименованного по местности Домским», настоятеля небольшого храма во имя апостола и евангелиста Иоан­на Богослова в селе Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии. «При церкви состояли священнослужителями следующие лица: Прокопка Квасневский с 1796 по 1820 год, Петр Домский с 1820 по 1829 год. У сего священника, как показывает метрическая книга за 1823 год, был восприемником при крещении его сына Иеронима блаженной памяти Государь Император Александр I при следующих обстоятельствах. Когда у священника Петра Домского родился сын, он просил Государя, производившего в то время смотр войскам, стоявшим лагерями между селами Семенками, Щуровцами и Крапивной, осчастливить его быть восприемником его новорожденного сына Иеронима. Государю Императору благоугодно было удовлетворить просьбу священника; он приказал своему адъютанту присутствовать при крещении, но в метрической книге записать его».  Петр Домский получил добротное образование, поэтому все его дети находились на начальном домашнем обучении. Только в возрасте девяти лет Иеронима определили в Приворотское духовное училище Подольской епархии, пос­ле чего он поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию. Однако занятия пришлось прервать: в 1840 году скончался отец, тремя годами ранее овдовевший, и на плечи 17‑летнего Иеронима легла забота о младших сест­рах и брате. Так, вероятно, и остался бы он сельским клириком, не повстречайся ему на жизненном пути архиепис­коп Подоль­ский и Брацлавский Кирилл (Бо­го­словский-Платонов) — «милостивый пастырь, отечес­ки нежный к сиротам, чуткий к бедным, снисходительный к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливый и справедливый, близкий и доступный в общении для всех». Пре­освященный Кирилл поддержал юношу материально, пристроил  сирот и помог Иеро­ниму поступить в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1841). Окончив с отличием ее (1845) и Санкт-Пе­тер­бургскую духовную академию (1849), Иероним Домский удостоился степени кандидата богословия. Бесценным примером для выпускника Академии на открывавшемся перед ним обширном многотрудном поприще стало пастырское служение архиепископа Кирилла — выдающегося проповедника,  усердного миссионера, радетеля о строительстве церквей, благоустройстве монастырей и духовных учебных заведений, улучшении материального положения духовенства, преодолении нестроений в епархиальной жизни (о нем даже ходили поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил»). Огромную роль в становлении личности епископа Иакова сыграли впоследствии и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатеринославский), архиепископ Томский Парфений (Попов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Благонравов, который также станет затем архиепископом Иркутским и Нерчинским), епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский), видевший в Иакове своего преемника…