Поиск

«Софья Толстая. Узоры жизни»

«Софья Толстая. Узоры жизни»

«Софья Толстая. Узоры жизни»


 

Софья Андреевна и Лев Николаевич в годовщины свадьбы. 1895 год «Всякая жизнь интересна, а может быть, и моя когда‑нибудь
заинтересует кого‑нибудь из тех, кто захочет узнать, что за сущест­во была та
женщина, которую угодно было Богу и судьбе поставить рядом с жизнью
гениального и многосложного графа Льва Николаевича Толстого
», —
писала С. А. Толс­тая в 1904 году.

,Копия, выполненная С. А. Толстой с картины И. П. Похитонова.Дубы в Чепыже. Июнь 1911 года. Ясная полянаСофья Андреевна была сильной неординарной личностью, наделенной
независимым характером, огромной жизненной энергией, необыкновенным
трудолюбием, разносторонними художественными дарованиями. Прожившая почти
полвека с Толстым, она являлась его верным другом и преданной
помощницей, переписчицей и издательницей сочинений Льва Николаевича,
вместе с ним учила крестьянских детей грамоте, участвовала в полевых
работах, собирала пожертвования в помощь голодающим, состояла
попечительницей детского приюта. Подарила мужу тринадцать детей и дождалась
рождения тридцати одного внука и одного правнука. Всегда пребывала
в семейных хлопотах; успевала заниматься хозяйством, рукоделием,
разведением лесов и цветов, переводами с иностранных языков, многими
другими делами. Современники отмечали ее пора­зительное трудолюбие.
В дневниках Софья Андреевна признавалась: «Люблю работать
производительно
», «Не люблю праздников с их безделием».
Для себя она выработала следующие правила: «Чтобы не сломиться под тяжестью бремени
обыденной жизни — нужно быть чем‑нибудь увлеченным
»; «Тот,
кто жизнью поставлен в необходимость заниматься практическим делом, должен
быть точен, быстр и внимателен, чтобы жизнь материальная не растягивалась
на все время и не мешала бы жизни духовной
» (из Записной
книжки. 1882 год).

Природа одарила супругу Л. Н. Толстого многими талантами
и способностями. Софья Андреевна увлекалась музыкой, живописью
и фотографией, театром. Проявляла интерес к философии: с 1880‑х
годов в круг ее чтения входили сочинения Эпиктета, Платона, Спинозы,
Шопенгауэра. Писала повести, стихи, рассказы для детей, мемуарные очерки, вела
дневники. Характерные строки из ее мемуаров:«Не знаю, что было бы со мной при
страстной и увлекающейся моей натуре, если б я позволила себе заняться
музыкой, поэзией, живописью или просто общественной деятельностью
».

Копия, выполненная С. А. Толстой с картины И. П. Похитонова.Когда Софье Андреевне исполнилось 16 лет, она
заинтересовалась фотографией, только что начавшей развиваться в России.
Первые выполненные ею снимки до нас не дошли. В конце 1880‑х годов
С. А. Толстая вернулась к занятиям «светописью», оставив в итоге
более тысячи любительских фотографий, запечатлевших Льва Николаевича, детей,
внуков, гостей, различные семейные события. Любимые сюжеты — Л. Н. Толстой
в кругу родных, с выдающимися деятелями культуры. С. А. Толстая
оказалась единственным фотографом, снявшим Толстого с Горьким, Репиным,
пианисткой Ландовской. Все это представляет собой уникальную фотолетопись жизни
семьи Толстых.

Также на снимках — виды Ясной Поляны, которую Софья
Андреевна очень любила. Запись в дневнике от 1 сентября
1898 года: «Взяла фотографический аппарат и бегала всюду, снимая
и природу, и внуков, и Льва Николаевича с сестрой,
и лес, и купальную дорогу — и всю милую яснополянскую
природу
».

Кроме того, на выставке представлено много фотографий, отражающих
увлечения и пристрастия самой Софьи Андреевны. Из записной книжки за 1880‑е
годы:

Личные вещи С. А. Толстой и выполненные ею предметы быта: шкатулка деревянная из карельской березы, принадлежавшая бабушке Льва Николаевича П. Н. Толстой; вязанная крючком салфетка; саше настенное для бумаг с монограммой и вышивкой под стеклом«Что я люблю:

В душе покой.

В голове мечту.

Любовь к себе людей.

Люблю детей.

Люблю всякие цветы.

Солнце и много света.

Лес.

Люблю сажать, стричь, выхаживать
деревья.

Люблю изображать, т. е. рисовать,

фотографировать, играть роль;

Люблю что‑нибудь творить — хотя бы
шить.

Люблю музыку с ограничением.

Люблю ясность, простоту,

талантливость в людях».

Лев Николаевич Толстой и Максим ГорькийПисьменный стол С. А. Толстой из большой гостинойВ фондах Государственного музея Л. Н. Толстого хранятся портреты,
этюды, созданные С. А. Толстой. Еще в самом начале семейной жизни Лев
Николаевич находил у жены способности к рисованию, реализованные,
однако, гораздо позже. Софья Андреевна взяла кисть в 1890‑х годах
и много часов проводила за мольбертом. «Никогда не учившись живописи, но любя ее
как всякое искусство, я страшно волновалась и работала целыми днями
», —
писала она в автобиографии.

Софья Андреевна пробовала себя в разных жанрах —
пейзажи, натюрморты, рисунки, копии с произведений известных художников.
Тонко чувствовала и понимала природу: «Чудесная погода; соблазнилась
с детьми идти за грибами… Какой чудесный запах земли, как красивы рыжички
мокрые во мху, мохнатые волнянки, крепенькие подберезнички; как упоительна
лесная тишина, как свежа росистая трава, и ясное небо, и дети
с веселыми лицами… Все это я называю настоящим наслаждением!
»

Очень интересен «художественный гербарий» — зарисовки цветов
по временам года из альбома с рисунками, который хранится в Отделе
рукописей музея. В альбоме — автограф: «Ясно-Полянские цветы
1912 года. Рисовала не ученая София Андреевна Толстая, по мере их
цветения. И дальше рисовала в 1913 г. пропущенные ранее
».
Здесь впечатляет тщательная отделка деталей, исключительная четкость
изображения и опять же большая любовь автора к природе. 7 июля
1897 года С. А. Толстая записала в дневнике: «Если
дубы и цветы <…> связаны с воспоминаниями о тех лицах,
которые любил и с которыми жил в этих мес­тах, <…> то
природа сама по себе пропадает или принимает то настроение, в котором мы
сами. Надо любить ее как высший Божий дар, как красоту, и тогда она дает
тоже чистую радость
».

В 1904 году Софья
Андреевна «задалась дерзкой мыслью попробовать
писать копии масляными красками, не взяв в руки до сих пор кисти
и масляных красок
»
и сделала маслом копию с портрета Л. Н. Толстого работы И. Е. Репина.
В следующем году она написала автопортрет — частичную копию со своего
портрета, выполненного В. А. Серовым в московском доме Толстых (1892).

На выставке представлены также копии С. А. Толстой
с произведений посетившего Ясную Поляну в 1905 году «самородного
художника» (по выражению Л. Н. Толстого) И. П. Похитонова. Два этюда, созданные
в Ясной Поляне, Похитонов подарил Софье Андреевне, чем «довел ее до
восхищения» (Д. П. Маковицкий).