Поиск

Мастер классического пейзажа

Мастер классического пейзажа

Фото: «Пруд Зарецкого» в селе Шовское. Фотография автора. 2009 год


Церковь Рождества Христова в селе Шовское. Фотография автора. 2009 год

О художнике Андрее Антоновиче Зарецком (1864–1919).

Имя А. А. Зарецкого известно лишь в узких кругах экспертов‑аукционистов, частных собирателей и специалистов по живописи XIX века. Несмотря на оставленное им творческое наследие, активное участие в выставках и членство в художественных союзах и товариществах, достичь славы учителей ему так и не удалось. Вероятно, это случилось, в частности, потому, что родившиеся на пару десятилетий до него великие современники на тот момент уже сказали свое веское слово в живописи, тем самым надолго «определив планку». Рубеж XIX-XX столетий — время, на которое пришелся пик творческой деятельности А. А. Зарецкого. Ощущение «конца цикла», завершения культурного круга сменилось периодом рождения множества новых течений, объединений, группировок, столк­новения разных мировоззрений и вкусов. Однако Зарецкий, воспитанный на примерах мастеров реалистической живописи, ни авангардистом, ни абстракционистом в этом стремительно меняющемся мире искусства уже стать не мог и, вероятно, не захотел. И хотя он не был чужд экспериментов, пробовал новые материалы и способы изображения, однажды выбранному жанру и стилю так и не изменил. Портрету или жанровой живописи Зарецкий традиционно предпочитал классический пейзаж, создав немало интересных полотен с видами мест, где он жил или бывал. Андрей Антонович Зарецкий родился в семье полтавского мещанина Андрея Онисимовича Зарецкого и его жены Александры Александровны, происходившей из давно обрусевшего испанского рода Мартос. Младенца крестили в Преображенской церкви города Зенькова Полтавской губернии. По семейной легенде, Андрейка Зарецкий очень рано стал проявлять способности к рисованию — маленьким мальчиком бегал с мелком или угольком и рисовал везде, где только можно. Поэтому, как только он получил начальное образование в Полтаве, родители отправили его «учиться на художника» в Москву. В 1883 году Анд­рей Зарецкий поступил вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а через пару лет стал полноправным учеником. К тому времени Андрей уже состоял в Московском общест­ве любителей художеств, а написанный им летом 1885 года этюд «Тополя в окрестностях Полтавы» был приобретен П. М. Третьяковым. Училище, объединившее наиболее талантливых московских художников, являлось подлинным центром художественной жизни города. Здесь выращивалось новое поколение реалистов. «Много указаний давали нам В. Е. Маковский, И. М. Прянишников и другие преподаватели, и мы жадно прислушивались к их приговорам», — вспоминал впоследствии А. А. Зарецкий. Занятия таких признанных корифеев, как В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, Е. С. Сорокин, И. М. Прянишников, не прошли даром. Ученические выставки вскоре показали возросший уровень молодых мос­ковских мастеров, о которых с восторгом отзывались И. Е. Репин и В. В. Стасов и в числе которых был Андрей Зарецкий. В 1889 году за выполненный им этюд он награждается медалью. Через год «за рисунки с натуры малые» получает еще одну. В феврале 1893‑го большой серебряной медали удостаивается представленная им на годичный экзамен по живописи и рисованию картина «Пристань», а автору присваивается звание классного художника. Еще будучи студентом МУЖВЗ, осенью 1886 года Андрей Зарецкий стал одним из основателей «Среды» — неформального объединения московских художников, приверженцев реалистического направления в живописи. Членами объединения являлись И. Левитан, К. Коровин, А. Ефимов, С. Иванов, К. Петров-Водкин, С. Ягужинский, братья Васнецовы. По воспоминаниям современников, общность интересов и взглядов на искусство способствовала созданию на вечерах «Среды» захватывающей участников атмосферы дружеской непринужденности. Сюда приходили развлечься, лишний раз встретиться, увидеть и услышать старших товарищей по искусству, гостей — актеров, певцов, музыкантов, писателей. Здесь можно было тихо и обстоятельно поговорить с Суриковым, Коровиным, Левитаном. «Среда» привлекала демократичностью: собирались «без чинов» — товарищески пообщаться, отдох­нуть душой, потолковать, порисовать. Летом, как правило, художники путешествовали, ходили на пленэр, а возвратившись, спешили на «Среду» поделиться впечатлениями с собратьями по искусству. Не сидел на месте и Зарецкий. Помимо своей родной Полтавской губернии, где остались родители и жил старший брат Иван — археолог и краевед, Андрей проводил летние каникулы в Таврической и Тульской губерниях, ездил по другим регионам России. Новые виды, краски, впечатления… В студенческие годы им были созданы работы: «Весной на море» (1889), «Чу­фут-­Ламбат. Крым», «Черное море» (1890), «Новороссийск» (1891), «Морской вид» (1892). Постепенно география передвижений расширялась, о чем говорят названия картин: «Нижний», «Дворец Эмира Шир-­Бе­дек» (1897), «На Печоре» (1898), «Ли­би-­Гаус. Диам-Беги» (Водохранилище в Бухаре), «Река Вишера Уральская» (1899), «В глуши ночной» (1901), «Самарканд. Мечеть Улугбека» (1903), «На Волге» (1904), «Город Лебедянь» (1904), «Ворота в Самарканде» (1910)…