Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

Радиолегенда № 1

Радиолегенда № 1

Фото: Диктор Всесоюзного радио Ю. Б. Левитан объявляет о полете в Космос Валентины Терешковой. Москва. 16 июня 1963 года. Автор Б. Е. Вдовенко. 0-81286


Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР Ю. Б. Левитан на сцене Зеленого театра в День массовых антивоенных выступлений в Центральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького. Москва. 22 июня 1981 года. Автор В. П. Ситников. 1-39516

К 100-летию со дня рождения Юрия Борисовича Левитана (1914–1983).

Ю. Б. Левитан родился во Владимире в семье портного. Отношение к искусству имел только дядя, который и привил племяннику любовь к поэзии, театру, пению. В старших классах Юрий был непременным участником всех школьных самодеятельных постановок. Зычный голос выделял его среди сверстников. Он не сомневался, с чем будет связана его жизнь, — конечно же, с кино. Окончив школу, поехал поступать в кинотехникум. Однако худого, «окающего» паренька в очках, пусть и с прекрасным голосом, в техникум не приняли. Возвращаться во Владимир не хотелось. Случайно попавшееся на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов решило дальнейшую судьбу Левитана. Он прошел жесткий конкурс и, несмот­ря на «областное речение», был зачислен стажером Радиокомитета. «Университеты» дикторского мастерства Юрий проходил, наблюдая за работой в студии старших коллег‑дикторов и театральных актеров — Р. Я. Плятта, О. Н. Абдулова, В. И. Качалова и других. Благодаря трудолюбию и фантастической работоспособности он стремительно набирался опыта. Художественный руководитель дикторской группы М. М. Лебедев предостерегал Юрия от подражательства, советовал использовать собственный «материал». Во времена стажерства Левитан усвоил важнейший принцип: либо верь в то, о чем читаешь, либо тебе не поверят. Знаменитый актер и чтец В. Н. Яхонтов1 отметил красивый, полный достоинства и убедительной интонации голос Ю. Б. Левитана с первых же появлений молодого диктора в радиоэфире. До войны дикторы Всесоюзного радио вели передачи, читали художественные произведения, исполняли скетчи и куп­леты в сатирических передачах. Словом, были специалистами широкого профиля. Участвовал в этих трансляциях и Левитан. Он довольно быстро избавился от «оканья», но, по воспоминаниям старшей коллеги Е. И. Гольдиной, в первый год стажерства был «чемпионом» по ошибкам и оговоркам. Левитан понимал: помимо самообразования, необходимо обучение в вузе. В 1933‑м он поступил на вечернее отделение Электротехнического института, но, проучившись два года, убедился, что техника — не его призвание и в середине 1930‑х начал заниматься в Школе при теат­ре имени Евгения Вахтангова. Левитан пришел в профессию в период ее формирования, сопровождавшегося многочисленными творческими дискуссиями. Кто‑то требовал, чтобы дикторы читали как на митингах, другие — как драматические актеры, третьи утверждали: диктор — не автор текста, а лишь «озвучиватель», и потому не имеет права каким‑либо образом выказывать свое отношение к материалу2. Первым серьезным испытанием для Юрия Левитана стали четыре с половиной часа 26 января 1934 года, когда он читал в прямом эфире доклад И. В. Сталина на XVII съезде партии. Получив столь ответственное задание от председателя Всесоюзного радиокомитета П. М. Керженцева, Юрий Борисович много часов штудировал текст, расставлял пометки на листах. Ему помогала опытный диктор Наталья  Толстова3. В итоге Левитан прочитал доклад без единой ошибки и в девятнадцать лет закрепил за собой статус  «диктора № 1». Из Юрия Борисовича не получилось киноактера, но все же в кино он работал много и плодотворно. С середины 1930‑х годов озвучивал кинохронику на Межрабпомфильме, после войны его голос звучал за кадром многих документальных и художественных фильмов, в том числе в киноэпопее «Освобождение» режиссера Ю. Н. Озерова. Левитан сообщал стране о подвигах челюскинцев и папанинцев, мировых рекордах советских летчиков, достижениях стахановцев. Более сорока лет он участвовал во всех радиотрансляциях парадов с Красной площади. Страна слышала голос Левитана, но практически никто не знал, как он выглядит. В довоенной кинохронике Юрий Борисович появился лишь несколько раз: в документальной короткометражке «Говорит Москва» (1939) и двух выпусках киножурналов. Поэтому о внешности Левитана довольно долго ходили легенды. Это обстоятельство очень помогло во время войны, когда он стал «Голосом Москвы»; за его жизнь Гитлер назначил крупное вознаграждение…