Поиск

Пилот, изобретатель, популяризатор авиадела…

Пилот, изобретатель, популяризатор авиадела…

Фото: Якутия. У самолета «Сопвич». Б. С. Маслеников — первый справа. Фотографии П. М. Фаддеева. 1925 год


Участники перелета Петербург — Москва. Б. С. Маслеников сидит четвертый слева. Фотография 1911 года

Об одном из первых российских авиаторов Борисе Семеновиче Масленикове (1887–1947).

Как и в случае с собратом нашего героя по «летному цеху» Яковом Ивановичем Серовым (Седовым), приходится начинать с фамилии. Передо мной копия аттестата, выданного 3 августа 1904 года Учебным отделом учреждений Министерства финансов отцу Бориса Семеновича, статскому советнику Семену Ивановичу Масленикову. Именно так, с одной «н». В дореволюционных же публикациях и всей исторической литературе фамилия авиатора читается с двумя «н» — Масленников. Сам он писал тоже по‑разному, но во всех «серьезных» документах — например, в патенте на изобретение от 20 января 1910 года, выданном во Франции, донесении начальнику Мос­ковского охранного отделения (1911), заявлении на выезд из СССР (1928), уголовном деле (1938), мно­гочисленных ходатайствах супруги Бориса Семеновича на имя Л. П. Берии и К. Е. Ворошилова о пересмотре этого дела, учетно‑алфавитной карточке осужденного — четко значится: «Маслеников». Так далее и будет в авторском тексте; цитации же оставим в неприкосновенности. Не все однозначно и с датой рождения. Из упомянутого аттестата следует: 19 апреля 1887 года. А в заявлении Б. С. Масленикова на выезд из СССР (также упомянутом выше) сам заявитель указывает: 20 апреля. Вряд ли теперь разберешься, чем обусловлена данная «нестыковка». Место рождения. С этим проще: везде стоит «Москва». Перейдем, наконец, к повествованию. Борис Семенович Маслеников родился в семье на тот момент коллежского асессора Семена Ивановича Масленикова. Мать звали Ольгой Августовной (в девичестве  Каспар). Были еще два брата — Владимир (1870) и Виталий (1880), а также сестра Анна (1885). Борис окончил «реальное училище Воскресенского, Мюнхенскую школу живописи». В 1907 году поступил на математический факультет Московского университета, но, как пошутил много позже в одной из анкет, «недоокончил» его, ограничившись лишь двумя курсами. Владел немецким и французским языками. Ему прочили большое будущее как ученому — преподавателями Бориса были Петр Николаевич Лебедев и Николай Егорович Жуковский, но он выбрал авиацию. Поехал во Францию, где, отзанимавшись у «инструктора Андре» и успешно сдав экзамен на звание пилота‑авиатора (диплом № 325 от 8 ноября 1910 года), купил аппарат «Фарман-4». И уже через несколько дней отправился в Болгарию. Борис Семенович стал первым авиатором, совершившим удачные полеты на Балканах (15-30 ноября) — все предыдущие оканчивались плачевно. Полеты Масленикова «пользовались громадным успехом не только среди публики, но и среди правительственных и военных кругов Болгарии. <…> Царь Фердинанд два раза поднимался со мной на аэроплане, катались сыновья Фердинанда, депутаты <…> и министры». Тогда же он обучил летному делу офицеров болгарской армии Золоторева и Иванова, со временем ставших известными авиаторами. Сборы от одного из показательных выступлений в размере 5000 франков Маслеников пожертвовал  организованному им же первому в стране аэроклубу. В итоге 10 февраля 1911 года его наградили Кавалерским крестом болгарского ордена «За гражданские заслуги». После Болгарии Маслеников, приглашенный уже Сербским военным министром, совершал полеты в городе Баница близ Белграда и обучал здешних офицеров. Один из них, капитан Милетич, впоследствии возглавил первую в Сербии авиационную школу. Кроме того, Борис Семенович несколько раз в присутствии сербского короля Петра катал на аэроплане королевича Георгия. Здесь он также удостоился награды — ордена Святого Саввы 5‑й степени. Далее последовали два месяца показательных полетов в Турции (Сан-Стефано). Если верить газете «Русское слово» (1911. № 146), был еще вояж в Грецию: «Русский авиатор Масленников, сделавший ряд удачных полетов на биплане, уехал в Салоники». Но летал ли он там — неизвестно. Кроме того, в некоторых старых публикациях сообщается, что в 1910 году Маслеников принимал участие в авиационных выступлениях во французских городах Жювези и Руане. Я изучил «Календарь аэронавтики» за этот год. Выступления проходили в Жювези с 5 по 12 июня и со 2 по 9 октября, в Руане — с 19 по 26 июня. Вряд ли молодого авиатора допустили бы к столь серьезным полетам еще до получения им диплома. Возможно, он просто присутствовал там как зритель. Весной 1911 года Б. С. Маслеников возвращается на родину, морем отправив в Одессу купленный им во Франции «Фарман». «Секретно. Начальнику Московского охранного отделения. По донесению помощника начальника Одесского жандармского управления в Одесском порту, 8 марта сего [1911] года марта на германском пароходе <…> доставлен из Германии в Одесскую таможню на имя авиатора Бориса Семенова  Масленикова, жительствующего в г. Моск­ве, Старая Басманная, № 4, 62, два места аэроплана с принадлежностями, каковой груз вследствие поданного названным Маслениковым в Одесскую таможню прошения 12 марта отправлен  транзитом по железной дороге без досмотра в Одессе в Московскую таможню на имя того же Масленикова. Об изложенном Департамент полиции уведомляет Ваше Высокоблагородие в дополнение к циркуляру от 12 августа 1909 года за № 134510»…

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis