Поиск
  • 21.06.2017
  • Реплика
  • Автор Андрей Юрьевич Епатко

«Встреча с возлюбленной»?

«Встреча с возлюбленной»?

Иллюстрация: П. Э. Строли. Петр I встречается со своей возлюбленной (аукционное название). 1800—1802 годы


Петр I и Екатерина при Пруте. Французская гравюра. 1842 год

По поводу сюжета одного старинного живописного полотна.

В 2004 году аукционный дом «Сотбис» (Великобритания) выставил на торги картину немецкого живописца‑миниатюриста конца XVIII – начала XIX века Питера Эдварда Строли «Peter the Great meeting his lover» («Петр Великий встречается со своей возлюбленной»; медь, масло, деревянная основа. 45,5 x 60,25 см). Русская тема в творчестве Строли появилась не случайно: два века назад он работал в России, куда приехал, вероятно, по приглашению Павла I в 1797 году (зафиксировано его присутствие в Москве на торжествах по случаю коронации императора). К этому времени Строли был уже художником с европейским именем, творившим для элитарного круга. По словам искусствоведа Л. В. Пуликовой, Строли принадлежал к типу «странствующих живописцев, которые, подобно большинству мастеров конца XVIII – начала XIX столетий, не покидали двор коронованных особ, где работали, пока не получали иного, более выгодного приглашения». В Санкт-Петербурге и Москве П. Э. Стро­ли провел пять плодотворных лет, став одним из ведущих художников  павловского времени. В России немца оценили по достоинству, завалив его заказами: император, князь П. А. Зубов, граф Н. П. Румянцев, княгини А. П. Гагарина и Е. Б. Шаховская, семьи Нарышкиных и Долгоруких… Кажется, при русском дворе не было ни одного видного аристократа или сановника, не запечатленного им. Со смертью Павла I «русский период» в твор­честве П. Э. Строли завершился. Художник навсегда покинул Санкт-Петербург и уехал в Берлин, а затем в Лондон, где числился «историческим живописцем» при дворе короля Георга IV. Скончался он около 1828 года. По крайней мере, мы не знаем ни одной его работы, созданной после этой даты. За прошедшие два века миниатюрные портреты и живописные полотна П. Э. Строли рассеялись по всему миру. Ныне они украшают известные музейные и частные собрания. В России немецкий мастер представлен в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Литературном музее. Время от времени работы кисти Строли появляются на ведущих мировых аукционах.  Картина «Петр Великий встречается со своей возлюбленной», по нашему предположению, относится к концу «русского периода» П. Э. Строли и датируется 1800–1802 годами. Не исключено, что автор написал ее по заказу самого Павла I, как известно, трепетно относившегося к памяти своего великого прадеда. По всей видимос­ти, после внезапной смерти Павла картина оказалась невостребованной, и, покидая Петербург, Строли забрал ее в Лондон, где она и находилась вплоть до аукциона 2004 года. Но обратимся к «Встрече…» Такое романтическое название дали картине эксперты «Сотбис». Действительно, на первый взгляд, художник как бы приглашает зрителя стать свидетелем любовной сцены, разворачивающейся в царском шатре, обитом красным бархатом. На незастеленной походной кровати сидит Петр I, одетый в золотистый кафтан, подпоясанный кушаком. Грудь монарха украшает голубая лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Лицо обращено к женщине, стоящей перед ним на коленях и нежно обнимающей его за плечи. Правая рука застыла в энергичном жесте, левая сжата в кулак. На полу лежат какой‑то письменный документ и перо, оброненные царем. Между парой происходит напряженный диалог, в котором тон задает именно женщина, в чем‑то горячо убеждающая августейшего собеседника. За пределами шатра царит лунная ночь. Зловеще‑яркий месяц застыл в беззвездном небе. Вокруг царского шатра теснится множество палаток: это — военный лагерь. На переднем плане — силуэты часовых, с тревогой перешептывающихся. Сидящий рядом артиллерист внимательно прислушивается к их разговору. Внимательное изучение деталей картины заставило нас усомниться в трактовке ее сюжета как «любовной встречи». Художник явно вложил в свое произведение драматический смысл, не имеющий ничего общего с приватной вечеринкой. Но тогда что за сюжет перед нами?