Поиск

Березниковская эпопея

Березниковская эпопея

Березниковская эпопея


«Маленькая Бельгия»

В 1880-х годах прикамская соль, потесненная еще в XVIII столетии более дешевой  поволжской, переживает второе рождение — на сей раз в качестве сырья для производства соды. Побывавший в 1867 году на Всемирной парижской выставке Д. И. Менделеев писал: «Ныне нельзя себе представить развитой промышленности без потребления соды». И Россия без соды не обходилась — правда, ввозили ее из-за границы. Попытки создания своего содового производства заканчивались в основном плачевно. Но вот наступил «звездный час» прикамского купца Ивана Ивановича Любимова — судостроителя и владельца механического завода в Перми, бывшего не раз пермским городским головой, благотворителя, чей портрет висел в Пермской городской думе, «русского американца», как называли его за масштабность замыслов и свершений и за то, что строил он двухпалубные суда на манер заокеанских (самым роскошным из них по отделке стал пассажирский пароход «Березники»). Энергичный предприниматель при-обретает березниковские соляные промыслы и на их основе организует содовый завод (на сегодняшний день — старейший в отрасли), 21 июля 1883 года выдавший первый пуд соды.
Облик древних солеваренных мест стремительно меняется. И. И. Любимов заказывает в архитектурной мастерской А. Б. Турчевича в Перми проект целого заводского поселка. За короткое время здесь вырастают жилые дома, здания училища, гостиницы, заводского управления. И уже в 1916 году Борис Пастернак, служивший тогда неподалеку конторщиком на химическом предприятии, в одном из своих писем называет любимовское детище «маленькой промышленной Бельгией».
Именно содовый завод положил начало современным Березникам, так как с расширения заводского поселка на рубеже 1920–1930-х годов и началось здесь масштабное городское строительство.