Поиск

Художник и меценаты

Художник и меценаты

Иллюстрация: Наро-Фоминская мануфактура. Холст, масло. 1890-е годы


Село Ершово

О художнике-передвижнике Александре Павловиче Иванове (1850–1920).

Мой дед А. П. Иванов в середине 1870‑х го­дов окончил Петербургскую академию художеств с серебряной медалью и получил право на творческую командировку в Италию. Но, согласно семейным преданиям2, туда его не пустила мать («женишься еще на итальянке»), и он вместо неаполитанских и прочих тамошних видов, которыми увековечили себя его знаменитые сокурсники, увлекся пленительными пейзажами Подмосковья, естественным образом примкнув к Товариществу передвижников. А на «Портрете матери художника» застыл пристальный женский взгляд с оттенком укоризны… Кстати, глаза у деда получались удачно. По тем же семейным преданиям, И. Н. Крамской иногда просил его: «Саш, попробуй тут зрачки, а то что‑то не клеится». Хорошо известен кружок живописцев, собиравшихся в Абрамцеве — усадьбе С. И. Мамонтова. Но мой дедушка больше тяготел к южному кружку, образованному еще одним выдающимся предпринимателем и меценатом — Василием Ивановичем Якунчиковым (1827-1907)3, владевшим усадьбами Введенское под Звенигородом и Фоминское близ села Наро-Фоминское, где он создал (1865) Воскресенскую бумагопрядильную ману­фактуру. Им были построены также два кирпичных завода — в Одинцово и подмосковном тогда селе Троицкое-Че­ре­мушки, гостиница «Ампир» (теперь — «Будапешт»), проложена улица Петровские линии с пассажами; он участ­вовал в возведении зданий Московской консерватории и Музея изобразительных искусств. Получив образование в Анг­лии, В. И. Якунчиков всегда оставался патриотом России, стремясь перенести западный технический опыт на русскую почву, а также обогатить отечественную культуру. Прекрасно играл на скрипке. Семейные узы связывали его с кругом других крупных меценатов: женился он на Зинаиде Николаевне Мамонтовой, сестра которой, Вера Николаевна, была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым; дочь Якунчиковых Нина Васильевна стала супругой выдающегося пейзажиста Василия Дмитриевича Поленова, а младшая дочь Мария Васильевна (1870-1902) сама оказалась талантливой художницей, активно привлекавшей к гос­теванию во Введенском собратьев по искусству, среди них и А. П. Иванова. На рубеже ХIХ-ХХ веков в усадьбах Якунчиковых собирались и подолгу жили видные представители московской творчес­кой интеллигенции. Так, в 1870-­1880‑х годах у них неоднократно бывали композиторы П. И. Чайковский и А. Н. Скрябин, пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн, в 1880-1890‑х — художники И. И. Левитан, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. В. Верещагин. В 1901 году на даче в Фоминском А. П. Чехов работал над пьесой «Три сест­ры», а в 1903‑м — над «Вишневым садом». В этот период К. С. Стани­славский приезжал в усадьбу с ведущими артистами МХАТ и готовил некоторые постановки. Тогда же здесь писал этюды молодой И. Э. Грабарь, которого за картину, изобра­жающую Наро-Фоминскую мануфактуру, считают одним из основателей «индустриального пейзажа». Судя по многочисленным этюдам деда, он гостил у Якунчиковых довольно часто. Кстати, в ряде его пейзажей тоже проглядывает Воскресенская мануфактура. Между прочим, деду с хозяином было легко общаться и в Москве, поскольку проживали они недалеко друг от друга: Якунчиковы в Среднем Кисловском переулке, а Александр Павлович вплоть до 1912 года — в Кремле, в Потешном дворце. И, видимо, именно в рамках «межсемейного сотрудничества» сестра моей бабушки (учительницы Дворцовой школы Кремля) Глафира Петровна Орлова — тоже воспитательница — отправилась из Москвы преподавать в Наро-Фоминскую школу при фабрике, где трудилась с 1890‑х до 1920‑х годов. А в нашей семье сохранилась фотография дедушкиной картины «Ванятка с азбукой», оригинал которой был приобретен издателем иллюстрированного школьного букваря…

Дети на пляже. Крым. 1917 год

Село Коралово. Холст, масло. 1874 год

В окрестностях села Коралово. Холст, масло. 1874 год

Демонстрационный портрет девочки. 1890 год

Ванятка с азбукой