Поиск
  • 21.06.2017
  • Версии
  • Автор Владимир Александрович Киприн

На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках…

На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках…

Фото: Начало улицы Маросейка. Церковь святителя Николая — слева. Современная фотография


Церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Из альбома Н. А. Найденова «Москва. Соборы. Монастыри и церкви. Кремль и Китай-город». М., 1883

По поводу этих наименований московской церкви святителя Николая (улица Маросейка, 5).

На нечетной стороне улицы Маросейки (до середины XIX столетия — Покровка) за угловым общественным зданием в стиле конструктивизма стоит старинная церковь во имя святителя Николая чудотворца. Одна из московских легенд связывает это место с храмом другого святого — преподобного Симеона Дивногорца. Многие историки и москвоведы приводят в доказательство известие из Патриаршей, или Никоновской летописи под 6976/6977 (1468/1469) годами: «Того же лета, месяца мая в 23 день, в 2 час нощи, загорелся посад на Москве, горело вверх по рву за Богоявленскую улицу мимо Весяковых двор, от Богоявления улицею по Иван Святы на пять улиц, а от Ивана Святаго на подол на Васильевской луг, да на Болшую улицу на Вострой конец и по самую реку да по Кузму-Дамиана на Востром конце. Истомно же тогда было и нутри граду, понеже бо ветрено было и вихор мног; но Бог сохранил его. Того же лета поставлена великим князем церковь обетнаа Симеон Дивногорецъ». Подобные сообщения есть и в других летописных сводах. Упоминаемые здесь топонимы на посаде, будущем Китай‑городе: Богоявленская улица — скорее всего, нынешний Богоявленский переулок за одноименным монас­тырем, соединяющий Никольскую улицу с Ильинкой; «Иван Святый» — церковь Иоанна Предтечи, «что в Китае на пяти улицах» (на Варварке, не сохранилась), Васильевский луг — территория современного комплекса бывшего Воспитательного дома в Белом городе, в районе Кулишек, церковь «Кузмы-Дамиана» «на Востром углу» — несохранившаяся церковь в Зарядье близ храма Зачатия праведной Анны, «что в углу», и также не сохранившегося Мокринского переулка — бывшей одной из главных улиц этой местности — улицы Великой. Но вот незадача! По указу Великого князя Владимирского и Московского Иоанна III Васильевича была поставлена обетная церковь преподобного Симеона Дивногорца в благодарность за спасение города, то есть Кремля (Москвы), от очередного крупного пожара. Но где — не сказано. То ли в Кремле (в Москве), то ли на посаде, то ли за посадом (будущим Китай‑городом), в осваиваемом тогда  к востоку от него Белом городе. Летописи и документы на сей счет молчат. Нет сведений об этой церкви и в Ладанных книгах за XVI век. Автор‑составитель книги «Московский Кремль. Хроника исторических событий (1147-1480)» В. И. Захаров не исключает, что церковь могла быть построена на территории Кремля. Забегая вперед, скажем: единственный раз она упомянута в Ружной книге 1681 года, опуб­ликованной И. Е. Забелиным и братьями В. И. и Г. И. Холмогоровыми. В списке вслед за церковью Покрова Пресвятой Богородицы на Покровке (под № 136) следует Симеоновская (под № 137), однако опять же без указания ее местоположения. В документах Никольской церкви на Маросейке также отсутствует какое‑либо упоминание о предшествующем храме. Нет ни храмовой иконы преподобного Симеона Дивногорца, ни фрагментов росписей с сюжетами из его жития. Хотя в Москве существовала традиция: если по тем или иным причинам происходила утрата храма, а на его месте строился другой с новым посвящением, то в нем оставляли бывшую храмовую икону, и она продолжала почитаться прихожанами. Если же прихожан утраченного храма приписывали к другой церкви, то в нее переносился старый храмовый образ — часто даже с устройством для него нового придела. Ничего подобного в истории нашей Никольской церкви не было. Изображение храма святителя Николая, о котором идет речь, на самых ранних планах Москвы рубежа XVI-XVII веков — «Петрове чертеже» (1597-1599) и «Годунове чертеже» (начало 1600‑х) отсутствует. Деревянная церковь в начале улицы Покровки (Маросейки) появляется лишь на «Сигизмундовом плане» (1610‑е). Первое письменное упоминание о церкви святителя Николая на Покровке находим в Окладной книге за 1625 год, опубликованной все тем же Забелиным и братьями Холмогоровыми, но фигурирует она как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския». И такое ее наименование продержалось до 1653 года. В сообщении о пожаре 1629 года, помимо главного престола, говорится о Никольском: «Против Покрова Святой Богородицы по другую сторону Покровки место церковное Казанские Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца, от алтаря чрез проезжую улицу до Иванова места Салтыкова 4 сажени с получетью, от передней церковной стены до проскуриной кельи 4 сажени с четью, от стороны от церковной стены до дьячкова места 7 сажень с полусаженью». В Строельной книге1657 года о церкви читаем: «Николы Чудотворца, что на Пок­ровке, у решетки», каменная. В 1689 году она уже — «в Блинниках», в 1698‑м — «церковь Пр. Богородицы, да в пределе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», в 1701‑м — «в Клинниках». В чем тут дело? Попробуем разобраться...