restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Версии
  • Автор Владимир Александрович Киприн

На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках…

На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках…

Фото: Начало улицы Маросейка. Церковь святителя Николая — слева. Современная фотография


Церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Из альбома Н. А. Найденова «Москва. Соборы. Монастыри и церкви. Кремль и Китай-город». М., 1883

По поводу этих наименований московской церкви святителя Николая (улица Маросейка, 5).

На нечетной стороне улицы Маросейки (до середины XIX столетия — Покровка) за угловым общественным зданием в стиле конструктивизма стоит старинная церковь во имя святителя Николая чудотворца. Одна из московских легенд связывает это место с храмом другого святого — преподобного Симеона Дивногорца. Многие историки и москвоведы приводят в доказательство известие из Патриаршей, или Никоновской летописи под 6976/6977 (1468/1469) годами: «Того же лета, месяца мая в 23 день, в 2 час нощи, загорелся посад на Москве, горело вверх по рву за Богоявленскую улицу мимо Весяковых двор, от Богоявления улицею по Иван Святы на пять улиц, а от Ивана Святаго на подол на Васильевской луг, да на Болшую улицу на Вострой конец и по самую реку да по Кузму-Дамиана на Востром конце. Истомно же тогда было и нутри граду, понеже бо ветрено было и вихор мног; но Бог сохранил его. Того же лета поставлена великим князем церковь обетнаа Симеон Дивногорецъ». Подобные сообщения есть и в других летописных сводах. Упоминаемые здесь топонимы на посаде, будущем Китай‑городе: Богоявленская улица — скорее всего, нынешний Богоявленский переулок за одноименным монас­тырем, соединяющий Никольскую улицу с Ильинкой; «Иван Святый» — церковь Иоанна Предтечи, «что в Китае на пяти улицах» (на Варварке, не сохранилась), Васильевский луг — территория современного комплекса бывшего Воспитательного дома в Белом городе, в районе Кулишек, церковь «Кузмы-Дамиана» «на Востром углу» — несохранившаяся церковь в Зарядье близ храма Зачатия праведной Анны, «что в углу», и также не сохранившегося Мокринского переулка — бывшей одной из главных улиц этой местности — улицы Великой. Но вот незадача! По указу Великого князя Владимирского и Московского Иоанна III Васильевича была поставлена обетная церковь преподобного Симеона Дивногорца в благодарность за спасение города, то есть Кремля (Москвы), от очередного крупного пожара. Но где — не сказано. То ли в Кремле (в Москве), то ли на посаде, то ли за посадом (будущим Китай‑городом), в осваиваемом тогда  к востоку от него Белом городе. Летописи и документы на сей счет молчат. Нет сведений об этой церкви и в Ладанных книгах за XVI век. Автор‑составитель книги «Московский Кремль. Хроника исторических событий (1147-1480)» В. И. Захаров не исключает, что церковь могла быть построена на территории Кремля. Забегая вперед, скажем: единственный раз она упомянута в Ружной книге 1681 года, опуб­ликованной И. Е. Забелиным и братьями В. И. и Г. И. Холмогоровыми. В списке вслед за церковью Покрова Пресвятой Богородицы на Покровке (под № 136) следует Симеоновская (под № 137), однако опять же без указания ее местоположения. В документах Никольской церкви на Маросейке также отсутствует какое‑либо упоминание о предшествующем храме. Нет ни храмовой иконы преподобного Симеона Дивногорца, ни фрагментов росписей с сюжетами из его жития. Хотя в Москве существовала традиция: если по тем или иным причинам происходила утрата храма, а на его месте строился другой с новым посвящением, то в нем оставляли бывшую храмовую икону, и она продолжала почитаться прихожанами. Если же прихожан утраченного храма приписывали к другой церкви, то в нее переносился старый храмовый образ — часто даже с устройством для него нового придела. Ничего подобного в истории нашей Никольской церкви не было. Изображение храма святителя Николая, о котором идет речь, на самых ранних планах Москвы рубежа XVI-XVII веков — «Петрове чертеже» (1597-1599) и «Годунове чертеже» (начало 1600‑х) отсутствует. Деревянная церковь в начале улицы Покровки (Маросейки) появляется лишь на «Сигизмундовом плане» (1610‑е). Первое письменное упоминание о церкви святителя Николая на Покровке находим в Окладной книге за 1625 год, опубликованной все тем же Забелиным и братьями Холмогоровыми, но фигурирует она как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския». И такое ее наименование продержалось до 1653 года. В сообщении о пожаре 1629 года, помимо главного престола, говорится о Никольском: «Против Покрова Святой Богородицы по другую сторону Покровки место церковное Казанские Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца, от алтаря чрез проезжую улицу до Иванова места Салтыкова 4 сажени с получетью, от передней церковной стены до проскуриной кельи 4 сажени с четью, от стороны от церковной стены до дьячкова места 7 сажень с полусаженью». В Строельной книге1657 года о церкви читаем: «Николы Чудотворца, что на Пок­ровке, у решетки», каменная. В 1689 году она уже — «в Блинниках», в 1698‑м — «церковь Пр. Богородицы, да в пределе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», в 1701‑м — «в Клинниках». В чем тут дело? Попробуем разобраться...