Поиск

Директора Московского учительского института (1872–1917)

Директора Московского учительского института (1872–1917)

Фото: Здание бывшего Учительского института на улице Большая Полянка в Москве. Современная фотография


Московский сиротский институт Императора Николая I. Фотография около 1914 года

Краткие биографические сведения.

Образовательная сфера в России в XIX веке претерпела немало реформ, одна из которых была связана с деятельностью графа Д. А. Толстого (1823-1889), возглавившего Министерство народного просвещения в 1866 году. Новый министр с большой энергией приступил к своим обязаннос­тям, поставив целью осущест­вить ряд существенных изменений в системе начального и среднего образования. Начальную школу тогда в нашей стране представляли преимущественно уездные училища. Министерство народного просвещения, признавая, что они не могут в должной мере удовлетворять потребнос­тям городского населения, подготовило в 1872 году постановление о преобразовании их в городские, со значительным расширением программ. Городские училища должны были «доставлять правильное элементарное религиозное и умственное образование, и вместе с тем сообщать, насколько возможно, такие прикладные познания, которые соответствуют нуждам» горожан. Подготовку преподавателей для городских училищ предстояло осуществлять создаваемым с этой целью учительским институтам. Первые такие институты открылись в 1872 году в Москве и Санкт-Петербурге, а затем стали появляться в других городах. Московский учительский институт просуществовал 45 лет и внес весомый вклад в дело обеспечения начальной школы России преподавательскими кадрами. Его выпускники трудились не только в Московском округе, но и далеко за его пределами. История этого уникального учебного заведения изучена на сегодня фрагментарно: исследованы преимущественно периоды, когда директором института являлся А. Ф. Малинин. До настоящего времени оставались неизвестными имена и сроки пребывания в должности последующих директоров, а также многие факты биографий этих людей — замечательных педагогов, настоящих подвижников на избранной ими ниве.  Лишь недавно удалось ликвидировать здесь некоторые «белые пятна». Итак, открывшийся в 1872 году Мос­ковский учительский институт возглавил Александр Федорович Малинин (1834-1888). Он родился в Москве в семье смот­рителя уездного училища. По окончании физико‑математического факультета Императорского Московского университета в 1854 году получил назначение учителем математики в Тверскую гимназию. В 1856‑м переведен преподавателем математики и физики в 4‑ю московскую гимназию. В 1870‑м возглавил Тульскую гимназию и все начальные училища губернии. В 1872‑м последовало назначение директором Московского учительского института. А. Ф. Малинин — автор учебников для средней и начальной школы: «Геометрия и собрание геометрических задач» (в соавторстве с Ф. И. Егоровым), «Арифметика» (в соавторстве с К. П. Бурениным) и других, выдержавших десятки  переизданий. Перед первым директором института стояла очень непростая задача — создать учебное заведение, каких на тот момент в стране еще не было. По замыслу директора, первостепенную роль здесь следовало отвести  воспитательной работе с целью добиться сплоченности учащихся и учащих. По свидетельствам современников, А. Ф. Малинин ревностно заботился о своих подопечных, всегда мог дать добрый совет, ободрить и нередко оказывал нуждавшимся материальную помощь из собственных средств. Ему постоянно приходилось решать хозяйственные проблемы: приобретать мебель, столовую утварь, продукты питания, снабжать воспитанников, состоявших на положении пансионеров, всем необходимым для учебы и отдыха. Пятнадцать лет директорствовал А. Ф. Ма­линин, вложив в свое детище всю душу. Внезапная смерть Александра Федоровича положила конец «малининскому» периоду истории учительского института. 20 марта 1888 года директором института утверждается Николай Иванович Раевский (1835-1898). Он окончил 5‑ю петербургскую гимназию и Санкт-Петербургский университет. Состоял репетитором естественных наук во 2‑м кадетском корпусе, потом преподавал естествоведение в родной гимназии и Смольном институте, далее был инспектором в училище приюта принца Ольденбургского, инспектором 5‑й петербургской гимназии, директором Псковского реального училища (1873-1879), где устроил ботанический сад, Санкт-Петербургского лесного института (1881), Оренбургского учительского института (1882), главным инспектором училищ Восточной Сибири (1883-1888). Принимал деятельное участие в заседаниях Петербургского педагогического общест­ва. Его перу принадлежат учебные книги: «Приготовительный курс ботаники», «Краткий учебник географии», «Систематический курс ботаники», «География как наука и учебный предмет» и другие, не раз переиздававшиеся…