Поиск

«Да созиждутся стены Иерусалимские»

«Да созиждутся стены Иерусалимские»

Фото: Елецкий Вознесенский собор


Участники создания храма. По центру в верхнем ряду староста собора Александр Александрович Петров. Во втором ряду в центре архитектор-строитель Алексей Степанович Каминский, крайний справа Николай Всеволодович Дмитриев. В нижнем ряду — художники, принявшие участие в росписи собора: Клавдий Васильевич Лебедев (слева) и Алексей Иванович Корзухин (справа). Фотография 1889 года

К 125-летию освящения елецкого Вознесенского собора.

Елец — один из древнейших и красивейших русских городов. Подлинным его украшением стал в XIX веке Вознесенский собор, построенный на высоком берегу реки Сестры по проекту архитектора К. А. Тона. Этот храм, по мнению современников, более всего соответствовал тогдашнему «цветущему состоянию» Ельца. История Вознесенского храма восходит к концу XVII столетия (первые упоминания — в писцовых и межевых книгах 1691-1693 годов). На протяжении XVIII века он несколько раз возобновлялся, ремонтировался и перестраивался. Постепенно с ростом города и численности населения храм перестал вмещать всех «желавших в праздничные и другие нарочитые дни быть на богослужении». И в 1800 году ктитор Федор Сафрониевич Попов по настоянию прихожан поднял вопрос о необходимости строительства «обширного по размерам и красивого по архитектуре нового Соборного храма». Начался сбор пожертвований. Был составлен первый «архитекторский план и фасад на построение нового Собора» (1815). При Иване Герасимовиче Пет­рове — купце, избранном в 1841 году ктитором,- «он и соборные священнослужители горячо взялись за дело». Проект в «византийском и частию итальянском стиле» выполнил харьковский губернский архитектор Федор Иванович Данилов (1810-1885), однако работу Данилова не одобрил Святейший Синод. К созданию следующего проекта привлекли архитектора Орловской казенной палаты Брычкова. Но брычковский проект отклонили уже «прихожане и граждане», поскольку желали построить в родном городе такой собор, «чтобы и губернским городам завидно было». В мае 1842 года И. Г. Петров отправился в Москву к Константину Андреевичу Тону и обратился к нему с просьбой «составить на Собор проект и смету». Вскоре зодчий прислал в Елец и то и другое. Далее последовало согласование со Святейшим Синодом, Строительным комитетом, Губернской строительной комиссией и Елецкой городской думой. К февралю 1845 года Елецкое купеческое общество избрало «строителя Соборного храма» — все того же И. Г. Петрова. Ему в помощники назначили купца Ивана Ларионовича Попова и купеческого сына Ивана Ивановича Уклеина. После смерти Ивана Герасимовича (1862) его дело продолжил племянник Александр Петрович Петров (1811-1870), а затем сын последнего Александр Александрович Петров (1834-1894). Подрядчиком на начальном этапе строительства выступил липецкий купец Фаддей Маркелович Шилов, а когда он умер, его сменил крестьянин Владимирской губернии, «честный человек, опытный и искус­ный мастер» Макар Андреевич Платонов с сыном Григорием Макаровичем. С мая 1845 года «за постройкой нового Соборного храма» следил «старший архитектор академик Иван Осипович Вальпреди». Надзор осуществлялся также елецким архитектором Иваном Ивановичем Померанцевым. «Над производством каменных работ постоянно наблюдали <…> Ефимов, Граф, Воронихин и, наконец, Димитриев, по рисункам которого сооружены были главы и кресты на куполах». Под конец к контролю подключился Александр Степанович Каминский — главный архитектор Купеческого общества; он спроектировал иконостас...