Поиск
  • 21.06.2017
  • Труды и дни
  • Автор Алла Евгеньевна Кулевская (Радомская)

От дворового мальчика до тайного советника

От дворового мальчика до тайного советника

От дворового мальчика до тайного советника


И. А. Бочкарева. Спас-Коркодино. Усадьба Фонвизиных и Спасская церковь . 1960-е годы. Из личного архива краеведа села Спас-Коркодино М. А. Полетовой

 

В северо‑западной части
Клинского уезда Московской губернии на высоком холме над долиной реки Сестры раскинулось
древнее село и бывшая усадьба Фонвизиных Спас-Коркодино. Из всех строений усадьбы сохранились только кирпичные здания
конюшен и каретного сарая, которые не раз перестраивались и достраивались,
превратившись в конце концов в коммунальные квартиры.

Торжок. Учительская семинария (слева) и школа при семинарии. Фотографии конца XIX века. Из фондов Всероссийского историко-этнографического музея г. ТоржкаПервым владельцем села из семьи Фонвизиных был Павел
Иванович, родной брат драматурга Д. И. Фонвизина. После
смерти Павла Ивановича имение перешло к его сыну Сергею Павловичу, женатому
на племяннице П. И. Чайковского. Здесь 9 (22) марта 1844 года
родился мальчик, крещенный Алексеем, — мой прадед. Сохранилось свидетельство,
выданное Московской духовной консисторией по запросу директора училищ Тверской губернии:
«…В метрической книге Клинской округи, села Спасское, Коркодино тож, Спасской
церкви 1844 года в статье о родившихся №
7 марта девятого числа родился Алексей, крещен
12 числа, родители его: села Спасского дворовый человек Григорий Парменов и законная
его жена Анна Ермолаева, оба православного исповедания. Восприемниками были: того
же села дворовые люди Максим Павлов и девица Лариса Петрова, крестил священник
Федор Иванов Березкин
» (список использованных
при работе над статьей источников см. в конце. — Ред.).

От церкви, где
проходило крещение, осталось лишь несколько обломков фундамента. В 2001 году
в селе еще жила женщина, помнившая и эту церковь, и барский дом,
и рассказы своей матушки о дворовом мальчике Алеше — молочном брате
хозяйки.

После смерти С. П. Фонвизина (1858) мальчик достался по разделу имущества его дочери Наталии
Сергеевне, которая была замужем за Д. С. Ржевским.

А. Г.Баранов сообщает в автобиографии:

«С ранних лет во мне пробудилось сильное стремление
к грамоте, и когда мне было 6 лет, я выучился читать почти самоучкою.
Ввиду таких успехов было предположено поручить мое дальнейшее обучение местному
дьячку, но эти планы были разрушены неожиданным обстоятельством. Нужно заметить,
что мать моя была кормилицей Н.
С.Ржевской, а потому пользовалась ее некоторым
расположением. Приехав осенью 1851 года в село Спасское, Наталия Сергеевна
пожелала меня видеть и решила взять меня к себе в дом. Хотя матери
моей нелегко было мириться с таким решением, тем не менее, она не могла противиться.
Как только установился зимний путь, меня отправили с подводами в Москву,
где проживала Н.
С.Ржевская.

В доме Н.С.Ржевской мне жилось недурно, так как вместе со мною
жила моя старшая сестра (по матери), но, к сожалению, я не мог продолжать своих
учебных занятий и только урывками учился писать у случайных грамотеев.
Зато чтения у меня было достаточно: я читал решительно все, что попадало мне
в руки, и в том числе корректурные листы, доставлявшиеся для просмотра
Д.
С.Ржевскому, который занимал должность цензора во время
Крымской кампании
».

Торжок. Учительская семинария (слева) и школа при семинарии. Фотографии конца XIX века. Из фондов Всероссийского историко-этнографического музея г. Торжка

В 1854 году Д. С. Ржевского назначили директором Тверской гимназии и училищ Тверской губернии.
Семья Ржевских переехала в Тверь. Алексея определили в приходское училище,
и он с жаром отдался занятиям — через два месяца догнал старших товарищей,
в конце года выдержал первый переходной экзамен в уездное училище, удостоившись
похвального листа и подарка — книги. «В ведомости успеваемости учеников
Тверского уездного училища за 1857-1858 учебный год значится Алексей Баранов,
дворовый мальчик, 13 лет, который поступил в училище в 1856 г.
Он
изучал Закон Божий, грамматику, арифметику, географию и историю. Годовые
экзамены сдал по всем предметам на пять с плюсом и получил награду 1
й степени».

Видя такие успехи, Наталия Сергеевна решила перевести Алексея в гимназию.

Осенью 1858 года его приняли во второй класс. Но чтобы стать гимназистом, требовалось освобождение от крепостной зависимости.
К вольной, выданной Н. С. Ржевской, «руки приложили» известные впоследствии деятели — А. М. Унковский и А. А. Головачев:

«1859 года 10 января, я, нижеподписавшаяся
Коллежская Советница Наталия Сергеевна Ржевская, отпустила доставшегося мне пос­ле
покойного родителя моего Действительного Статского Советника Сергея Павловича Фонвизина
по раздельному акту с братом моим <…> дворового человека Алексея Григорьевича
Баранова — вечно на волю с тем, чтобы ни мне, ни наследникам моим до него
дела не иметь и не почему не вступаться.

Приметы его: 15 лет от роду, рост средний, волосы и брови белокурые,
глаза голубые, нос и рот средние, подбородок круглый, лицо белое, особых примет
не имеется
».

С самого начала обучения в гимназии Алексея начали приглашать в качестве
репетитора — в основном в семьи его однокашников. Это дало ему возможность
полностью содержать себя и не зависеть от семьи Ржевских.

Окончив гимназию с золотой медалью (1864), Алексей поступил в Московский
университет на математическое отделение физико‑математического факультета, откуда вышел со степенью кандидата (1868). В университете
он получал стипендию Министерства народного просвещения, а также продолжал
подрабатывать уроками.

Еще в гимназии Алексей решил посвятить себя педагогической
деятельности, чтобы иметь возможность заняться совершенствованием школьного образования,
недостатки коего он в полной мере ощутил на себе. Учебных заведений в то
время было мало, и учительские вакансии открывались довольно редко. Однако
Алексею повезло. В 1869 году местное земское начальство решило учредить
гимназию в городе Вязьме Смоленской губернии. Князь Н. П. Мещерский, крупный
местный землевладелец, попечитель учебного округа, принимал самое деятельное участие
в устройстве новой гимназии, получившей название Александровской, и лично
набирал штат служащих. Являясь почетным попечителем Тверской гимназии, он знал о способном
ученике Алексее Баранове и предложил место учителя ему. Сначала Алексей вел
уроки географии и естественной истории, а затем — математики и физики;
периодически исполнял должность директора.

Алексей Григорьевич и Александра Васильевна Барановы. 1890-е годы. Фотография из архива автораВ 1870 году Алексей Григорьевич женился на Александре Васильевне Елушкиной —
тоже бывшей дворовой из сельца Голубочень Буреломской волости Ефремовского уезда
Тульской губернии.

1872 год: «Заотлично усердную службу и особые труды» А. Г. Баранов «всемилос­тивейше награждается орденом
Святой Анны 3
й степени», а еще через два года назначается представителем
Министерства народного просвещения в уездном училищном совете.

В 1872 году для открывающейся в селе Алферово близ Вязьмы учительской
семинарии потребовалось переоборудовать и приспособить здешние усадебные постройки.
В состав комиссии по надзору за работами включили и Алексея Григорьевича.
Членом комиссии он оставался еще в течение двух лет после открытия семинарии,
что дало ему возможность лично познакомиться с министром народного просвещения
графом Д. А. Толс­тым, который в 1873 году посетил Вязьму и село Алферово.
Особое внимание на деятельность Баранова обратил тогдашний попечитель учебного округа,
а впоследствии товарищ министра князь А. П. Ширинский-Шихматов, сыгравший большую роль в дальнейшем продвижении
молодого педагога по службе.

В 1873 году в семье Барановых родился первый ребенок — сын
Петр.

12 (25) марта 1874 года Алексей Григорьевич
был произведен в коллежские асессоры, 9 (22) июня 1875‑го — в надворные
советники, а 1 (14) августа того же года состоялось его назначение на
должность директора открытой в городе Торжок Тверской губернии мужской учительской
семинарии. В 1876 году он был удостоен ордена Святого Станислава 2‑й степени, в 1878‑м — чина
коллежского советника, в 1879‑м — ордена Святой Анны 2‑й степени, в 1882‑м — чина
статского советника, в 1883‑м — ордена Святого Владимира 4‑й степени.

С августа 1879 по март 1880 года Алексей Григорьевич исполнял обязанности
директора народных училищ Тверской губернии.

За период работы в Торжке (1875-1885) в семье Барановых появились
дети: Вера, Григорий, Мария, Софья и Ксения.

Из автобиографии А. Г. Баранова:

«Все мои учебнолитературные труды имеют тесную связь с моею
деятельностью в Новоторжской учительской семинарии. Исправляя временно обязанности
директора Алферовской и Новинской учительских семинарий, я не мог не убедиться,
что постановка и ведение в них учебно
воспитательного дела далеко не имели надлежащей определенности
и устойчивости. В особенности нуждался в обстоятельной разработке
вопрос о практической подготовке воспитанников в деле начального обучения.
Посильному решению этого вопроса я посвятил первые годы моей службы в Новоторжской
учительской семинарии, и результаты своих наблюдений и выводов изложил
в двух статьях: «О практических занятиях воспитанников учительской семинарии
в начальном училище» и «Устройст­во учебной части в начальном училище
при учительской семинарии», напечатанных в «Журнале министерства народного
просвещения», №
2 и №12, 1878 года. Вовторой из этих статей мною был разработан, между прочим,
вопрос о занятиях одного учителя с тремя группами или отделениями учащихся,
представляющий наибольшую трудность для учащих в начальных народных училищах.
Применение моих выводов по этому вопросу к обучению в народных училищах
было изложено мною в отдельной брошюре «Подробный план занятий в начальной
народной школе с указанием самостоятельных работ», напечатанной в г. Твери
в 1879 г., а применение тех же выводов к обучению в городских
(по положению 1872 года) училищах изложено в статье «К вопросу об организации
учебной час­ти в городских училищах», напечатанной в «Журнале МНП»,
10-11, 1879 г.

Занимаясь вопросом о занятиях с тремя группами
учащихся и следя за учебным делом в начальном училище при учительской
семинарии, я пришел к убеждению, что принятые в то время в народных
училищах руководства по обучению чтению не вполне соответствуют потребностям этих
училищ. Даже руководства нашего талантливого педагога Ушинского «Родное слово» и «Детский
мир» не представляли в этом отношении исключения, так как первое из них было
предназначено автором для домашнего обучения детей в интеллигентных семьях,
а второе — для учеников средних учебных заведений. Ввиду этого я решил
попробовать свои силы в более серьезном труде — составить «Книгу для чтения»
в старшем отделении народных училищ. На
это я посвятил два с половиной года, причем все
статьи по географии, истории и естествоведению составил самостоятельно и проверил
трудность их для учащихся в начальном при семинарии училище. «Книга для чтения»
вышла первым изданием в 1883 г., а в следующем напечатано руководство
к ней для учащихся под заглавием «Руководство к преподаванию по «Книге
для чтения». Оба эти труда имели большой успех и побудили меня заняться составлением
руководства по обучению чтению для всех трех отделений народных школ
».

В 1885 году Алексей Григорьевич, назначенный инспектором Московского
учебного округа и заведующим частными учебными заведениями второго и третьего
разряда, возвращается с семьей в Москву. Через год он получает чин действительного
статского советника.

В Москве семья поселяется в деревянном доме в Хамовнической
части, принадлежавшем сначала майору Э. А. Гребнеру, а позднее —
супруге чиновника Истрина. Барановы являлись прихожанами церкви во имя иконы Божией
Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе. В 1928 году
церковь закрыли, в 1933‑м снесли. Сейчас на ее месте перед домом № 11/22 на углу Неопалимовского и Новоконюшенного
переулков расположен садик‑пустырь. Дом тоже не сохранился.

Алексей Григорьевич продолжает активную деятельность по усовершенствованию
методик преподавания в учебных заведениях. После первой части его труда по
этой теме (1885) выходят церковнославянский букварь и книга для классного и домашнего
чтения в сельских народных школах с трехлетним курсом (под названием
«Наше родное», 1888). Одновременно издаются «Руководящие заметки для учащих по
«Нашему родному».

С обнародованием высочайше утвержденного в 1885 году «Положения
о цер­ков­но‑­приходских школах» Алексей Григорьевич
составил для этих школ следующие руководства и пособия: «Русский букварь с материалом
для первоначального чтения, заучивания наизусть и письменных упражнений»
(1887), «Краткое руководство к преподаванию по Русскому букварю для учащих»
(1887), «Сборник статей применительно к обучению чтению гражданской печати
в одноклассных церковноприходских школах» (1889), «Руководящие заметки для
учащих к обучению чтению гражданской печати по Русскому букварю и Сборнику»
(1889), «Приходская школа грамотности. Русский и церковно­славянский букварь
и сборник статей для обучения чтению гражданской печати» (1889). Кроме того,
увидели свет «География Российской империи. Курс средних учебных заведений» (в соавторстве
с бывшим наставником Новоторжской учительской семинарии Н. Н. Гореловым, 1886) и «География Российской Империи. Курс уездных и городских
училищ» (1886).

В 1889 году Алексей Григорьевич был назначен
председателем Испытательного комитета, состоящего при учебном округе, в 1890‑м включен в состав
временной комиссии, учрежденной при Министерстве народного просвещения по выработке
инструкций для городских (по положению 1872 года) училищ, в 1891‑м награжден орденом
Святого Владимира 3‑й степени, в 1894‑м ему «назначен в пенсию за выслугу
25 лет полный оклад жалования, присвоенного должности окружного инспектора
».
За этот период в семье
Барановых родилось еще трое детей — Наталия (1888), Алексей (1892) и Надежда
(1893, умерла в этом же году).

 

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию