Поиск

Династия

Давид Викторович Мирлас с супругой Евдокией Михайловной Ануфриевой и сыном Вацлавом. 1928 год

Это рассказ о большом
пути Преодоления. Здесь слились воедино эпоха, талант, созидание, судьба…

В апреле 2014 года в Москве, в Выставочных
залах на Арбате прошла выставка работ художника‑монументалиста Давида Мирласа (живописные этюды, рисунки,
акварели), его жены — художника по росписи тканей Евдокии Ануфриевой (живопись,
акварель), их внучки — художника и скульптора Ксении Ануфри­евой-­Мирлас
(живопись, графика, скульптура). Все они — из знаменитого дома № 9 на Верхней Масловке, обители художников и мастеров
скульптуры, чье творчество и драматургия жизни неотделимы от пережитого страной.

Давиду Викторовичу не исполнилось и 42 лет, когда он погиб
2 января 1942 года на этапе при взрыве железнодорожного узла в карельском
городе Медвежьегорске. Его осудили еще в 1938 году по сфаб­рикованному
обвинению. Этапировали в Сибирь. Через два года — новая статья. И новый
этап — Медвежьегорск. Мастерскую на Масловке опечатали, имущество конфисковали.
Все произведения, находившиеся в мастерской, бесследно пропали. В лагере
Давид Викторович узнал, что исключен из членов МОСХа.

До этого было рождение
в семье богатого лесопромышленника, учеба в петербургской гимназии, занятия
живописью и рисунком, увлечение античной и ренессансной культурой.
Юность Давида пришлась на 1917 год. Свято веря в справедливое переустройство
мира, он ушел служить в ряды Красной Армии. По окончании службы (1921) вместе с родителями
переехал в Москву и поступил в Государственный художественный институт,
в мастерскую В. Ф. Фаворского. Именно тогда Давид встретил студентку
ВХУТЕМАСа Евдокию Ануфриеву, ставшую его женой. В 1925 году у них
родился сын Вацлав.

Это было счастливое для Давида время. Молодой, талантливый, он находится
в центре художественной жизни, дружит с Маяковским, Бурлюком, Хлебниковым.
В 1928 году Д. Мирлас становится членом секции монументалистов
АХРР, Общества станковистов. Его кредо: индивидуальные стремления художника должны
быть подчинены интересам народа.

Мирлас — прекрасный рисовальщик. Он весь в поиске воплощения своего идеала равенства
как гармонии духа. Мастер увлеченно трудится над эскизами фресок для клуба завода
«Компрессор». По его работам
выпускается серия открыток «У станка», барельеф А. М. Горького. С группой
художников Д. Мирлас расписывает
павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Дом Материнства. Он -участник многочисленных выставок, ездит в творческие
командировки по Средней Азии, Турксибу. Пишет жанровые картины на производственные
темы, лишенные как героического пафоса, так и натурализма. Много преподает:
во ВХУТЕМАСе, ряде Домов культуры, ведет изостудии. Среди его учеников — будущий
наместник Псково-Печерской лавры архимандрит Алипий (Воронов).

Герасим Королев. Бронза. 2006 годВсегда и во всем поддержкой ему была семья, надежной опорой — любимая
жена Евдокия Михайловна Ануфриева. Талантливый художник по тканям, выпускница ВХУТЕМАСа,
ученица выдающихся мас­теров . И. Машкова, . П. Крымова, Н. Н. Соболева, А. В. Куприна, она обладала ярким колористическим даром и творческим темпераментом.
Десять лет Е. М. Ануфриева создавала рисунки для тканей на комбинате «Красная Роза», участ­вовала
в первых выставках Асоциации художников революции. В декабре
1931 года она становится членом Российской ассоциации промышленных художников.

Жизнь круто изменилась после ареста мужа
28 марта 1938 года. Евдокия Михайловна вынуждена пойти работать ткачихой.
Ее произведения
не допускаются на выставки. Однако она не опускает рук, поддерживает связь с мужем,
надеясь на его возвращение. В 1939 году Е. М. Ануфриева вступает
в секцию декоративно‑прикладного искусства МОСХ, в том же году
участвует в большой экспозиционной и исследовательской работе по изучению
фондов тканей в музеях СССР. Грузия, Прибалтика, Украина, Закарпатье,
Поволжье… Дизайнерские разработки тканей Ануфриевой получают награды в Нью-Йорке
и Париже. Но только после
смерти Сталина и посмертной реабилитации мужа приходят довоенные, опоздав­шие
на 20 лет, награды.

Несмотря на невзгоды, Евдокия Михайловна многое успела сделать в своей
жизни. Даже в годы войны она выполняла рисунки к тканям, участвовала в выставках.
Организовала яркий творческий коллектив в художественной мастерской на Щелковском
хлопчатобумажном комбинате, благодаря чему продукция комбината приобрела узнаваемость.
Создала посвященную первому полету человека в Космос серию эскизов для
платков, используя строгую спиральную композицию, контрастирующие сочетания тонов —
розового с голубым, брусничного с оранжевым, зеленого с красным,
порождающие эффект полетности, астральности, полифонии Вселенной. Творчество Е. М. Ануфриевой представляет собой значительный вклад в сохранение и развитие
отечественной культуры.

Екатерина Дашкова. Гипс. 2004 годСын Евдокии Михайловны Вацлав Давидович Ануфриев-Мирлас
стал писателем и искусствоведом. Он с раннего детства развивал у своей дочери
Ксении умение «видеть», занимаясь с ней рисованием по специальной методике,
разработанной им самим.

Первая ерсональная ыставка К. В. Ану­ф­ри­евой-­Мирлас остоялась в 1996 году в му­зее‑­запо­веднике
«Дмит­ровский Кремль». Она пробует себя в разных жанрах. Совершает творческие
поездки в Германию, Швейцарию, Францию. Пишет исторические, архитектурные пейзажи,
обращается к портретной живописи. Берет уроки скульптуры у известного
мастера Вадима Шелова, а в 2000 году поступает в Российскую
Академию живописи, ваяния и зодчест­ва, где когда‑то учились ее дед Давид Мирлас и бабушка Евдокия
Ануфриева. Занимается на отделении скульптуры, в 2002 году представляет
свой проект скульптуры «Отвергнутый» на конкурс проектов памятника жертвам сталинских
репрессий на Соловках и побеждает. Выполняет скульптуры «Царевич Алексей» и «Екатерина
Дашкова», принимает учас­тие в московском и петербургском Манежах. В 2006 году
создает памятник почетному гражданину города Ногинска (Богородска) Л. Н. Мишину. В этом
же году защищает диплом по специальнос­ти «художник‑скульптор» (дипломная работа посвящена художнице Зинаиде
Серебряковой). Со скульптурой «Зинаида  Серебрякова» участвует
в выставке молодых художников в Государственной Третьяковской галерее
(2007). Автор скульптурного портрета Героя Советского Союза Г. Г. Королева (установлен
в селе Ново-Гришино Дмитровского района), пяти портретов епископа Якутского
и Ленского Зосимы (Давыдова), один из которых находится в Дивеевском монастыре.
Живопись, графику и скульп­туру Ксении Вацлавовны можно встретить в отечественных
и зарубежных музеях и частных собраниях.

Весь накопленный потенциал Давида и Евдокии воплотился
в Ксении. Ныне К. В. Ануф­риева-Мирлас — признанный мастер. Но не искусством единым… В ней
не иссякает тяга к истокам, настойчивое вопрошание: подобно глубокому корню,
держит ее на земле, духовно питает, не давая угасать в душе творческому огню.
Благодаря усилиям Ксении Вацлавовны — архивным и биб­лиотечным разысканиям —
стала возможной и упомянутая выше выставка, а также ряд других, и данная
публикация. Давид Мирлас вновь возвращается из небытия.

 

 

Женский портрет. Холст, масло. 1935 год Портрет сына Вацлава. Холст, масло. 1933 год

 

Гравер. Холст, масло. 1932 год Разлив Клязьмы. Холст, масло. 1931 год

Дворик на Масловке. Холст, масло. 1931 год

Портрет казахского мальчика из Караганды. Бумага, уголь. 1934 год Купавки. Бумага, акварель. 1932 год

В лесу. Холст, масло. 1932 год Портрет молодого человека. Холст, масло. 1931 год

Женщина с мотыльком. Холст, масло. 1929 год Женщина с мотыльком. Холст, масло. 1929 год

Рабочий. Холст, масло. 1934 год

 

Евдокия Михайловна Ануфриева-Мирлас (фотография 1923 года) и ее работы. Натюрморты. Бумага, акварель. Конец 1950-х годов

 

Фрагмент платка. 1963 год

 Ксения Вацлавовна Ануфриева-Мирлас и ее работы

 

Царевич Алексей. Гипс. 2004 год Зинаида Серебрякова. Гипс. 2006 год

Александр. Гипс. 2005 год Колокольчики и розы. Холст, масло. 2014 год

 

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию