Поиск

Музыкант и его наследие

Музыкант и его наследие

Фото: Танец — душа народа. 2008—2012 годы. Фотография предоставлена Вилюйской школой искусств


М. Н. Жирков среди участников созданного им Якутского национального хора. Фотография 1936 года

О первом якутском композиторе Марке Николаевиче Жиркове (1892–1951) и о Вилюйской школе искусств.

М. Н. Жирков родился в Вилюйске. Его отец, хорунжий Николай Семенович Жирков, всю жизнь прожил рядом с якутами, интересовался их устным творчеством, пел тойук (вид национального якутского пения), был запевалой осуохая (традиционный хороводный танец якутов), даже исполнял олонхо (якутский героический эпос). Поэтому Марк с малых лет хорошо знал якутский фольклор. Он окончил казачью школу (1903), затем поступил в Якутское реальное училище, где из‑за материальных трудностей проучился всего год, однако успел освоить музыкальную грамоту, получил навыки игры на разных музыкальных инструментах. Его приверженность музыке ярко проявилась во время учебы в Вилюйской высшей начальной школе (1908-1910). В 1909 году под руководством Марка создается первый в Вилюйске оркестр — струнный (скрипки, балалайки, гитары, цит­ра), в котором играли жители города и политссыльные. М. Н. Жирков сам писал партитуры. Оркестр исполнял произведения Кунста, Штольца, Унгара, Брамса, Шумана, Чайковского. В 1911 году по окончании училища Жирков, как представитель казачьего сословия обязанный служить, поступил писарем в полицейское управление Вилюйского округа. В 1912-1914 годах, работая учителем музыки в высшем начальном училище, он начал сочинять мелодии по мотивам якутских народных песен. Сотрудничал с основоположником якутской литературы А. Е. Кулаковским, первым якутским ученым‑­линг­вис­том С. А. Новгородовым, педагогом и краеведом П. Х. Староватовым, первым якутским профессиональным врачом‑­оку­лис­том А. Г. Потаповым. Устраивал силами преподавателей и учащихся праздничные концерты, музыкальные вечера. В рамках торжеств по случаю 300‑летия дома Романовых осуществил постановку ряда спектак­лей, в том числе «Жизнь за царя» (по мотивам оперы М. И. Глинки) и «Ревизора» Н. В. Гоголя, исполнив в них арию Ивана Сусанина и роль Городничего. В 1921 году в Вилюйске при Народном доме под руководством М. Н. Жиркова были организованы оркестр народных инструментов, драматический кружок и хор. Ставили пьесы, исполняли хоровые произведения на русском и якутском языках. Тогда же встал вопрос о создании национального якутского драматического театра. Началась работа по подготовке необходимых кадров. Газета «Автономная Якутия» в номере от 16 сентября 1930 года опубликовала статью М. Н. Жиркова «О проблемах якутского национального музыкального искусства и его развития», не оставшуюся без внимания властей ЯАССР и СФСР. з Якутии в центральные  театральные учебные заведения были отправлены более 20 молодых артистов и участников художественной самодеятельности. А в 1933 году Правительство Якутской АССР командировало на учебу в Московскую консерваторию и самого Жиркова. 17 октября 1936 года при Якутском драматическом театре создается Якутский государственный национальный хор. Руководителем хора назначается М. Н. Жирков, уже получивший профессиональное музыкальное образование. До 1949 года он трудился заведующим музыкальной частью театра. В 1940 году, находясь в творческой поездке по республике, Марк Николаевич собрал 450 мотивов якутских народных песен, которые были положены на ноты. В тот период он сочинял также крупные музыкальные произведения — в частности, совместно с Заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЯАССР Г. И. Литинским написал музыку к драме «Дьулуруйар Ньургун Боотур». В 1941 году М. Н. Жирков удостоился звания Заслуженного деятеля искусств Якутской АССР. В 1944 году бригада под руководством М. Н. Жиркова в составе писателя‑­дра­ма­турга Д. Сивцева,  поэта И. Винокурова, режиссера В. Местникова, артиста драмы И. Избекова, народного певца С. Зверева с привлечением более двух десятков композиторов из Москвы и Свердловска трудилась над «улучшением качества музыкального искусства Якутии». Творческий результат — 170 сольных и хоровых песен, 9 балетных сюит,  симфонических произведений, 9 музыкальных произведений большой и 257 — малой формы по якутским мотивам. Через год Марк Николаевич стал членом Союза композиторов СССР. В сотрудничестве все с тем же Г. И. Литинским он написал музыку к опере «Сыгый Кырынаастыыр» 1946), к балетам «Полевой цветок» (1947) и «Алый платочек» (1949). Им были созданы также  симфонических произведений, сюита для фортепиано из 10 частей, марш для симфонического оркестра, инструментальные произведения, кантаты, квартеты, театрализованный концерт «Ысыах», 35 песен для хора — все это ныне входит в золотой фонд якутского музыкального искусства. С 1947 года до конца жизни М. Н. Жирков руководил сектором искусствоведения Института языка и культуры Якутии. Как этнограф он изучал якутские национальные музыкальные инструменты; обширное творческое наследие оставил и как искусствовед, пропагандист якутской музыки. Названия его публикаций говорят сами за себя: «О развитии якутской инструментальной музыки», «Олонхо и народные мотивы», «О роли русской музыкальной культуры в развитии якутской музыкальной культуры», Проблемы создания национальной оперы», «О реорганизации Якутского театра», «Якутская народная музыка»… С 1934 по 1950 год вышел целый ряд песенных сборников (на русском и якутском языках) под редакцией М. Н. Жиркова, составленных им, а также авторских. Огромное внимание уделял Марк Николаевич подготовке профессиональных кадров. При Якутском театре он организовал во­каль­но‑­балетную студию, симфонический оркестр, добился открытия детской музы­кально-­хорео­гра­фи­чес­кой школы с интернатом, выдвинул идею создания театра оперы и балета. М. Н. Жирков дважды избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР, был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР…