Поиск

Время собирать камни

Время собирать камни

Фото: Вилюйский Николаевский собор. Часовня и кладбище. Начало XX века


Священнослужители Вилюйского округа. Фотография начала XX века

Вилюйск православный.

На протяжении всей своей истории Вилюйск являлся мощным форпостом становления и развития православия в Якутии. По мере освоения русскими первопроходцами этого сурового края начался процесс приобщения коренных жителей к христианской культуре. С казачьими отрядами путешествовали и церковные миссионеры. Они изучали язык, нравы и обычаи северных народов, составляли молитвы на местных языках. В XVII веке церкви строились только там, где жили русские. На территории Вилюйска храмы и постоянное духовенство тогда отсутствовали, однако православные традиции сохранялись среди казачества. Новый этап развития церковной жизни Вилюйского края связан с именем епис­копа Иркутского и Нерчинского Иннокентия (Неруновича. 1690‑е-1747), путешествовавшего с миссией по берегам Вилюя в 1741 году. Посетив Верхневилюйское зимовье, владыка Иннокентий заложил часовню во имя святителя Николая, а затем ходатайствовал перед Синодом о возведении здесь Никольского храма, освящение которого состоялось уже через год. «Деятельность первого православного храма в бассейне Вилюя дала толчок к складыванию постоянного населения в Верхневилюйском зимовье, и во второй половине XVIII в. оно превращается в небольшое селение русских казаков, духовенства и чиновников». В 1784 году храм сгорел, и в 1800‑м на его месте построили новый — деревянный, двухэтажный, с колокольней над папертью. Нижний этаж отапливался. Храм простоял 100 лет и был разобран из‑за подмыва берега течением реки. Большая протяженность территории Вилюйского округа, постепенное увеличение численности христиан из местных народов все настоятельнее требовали строительства новых храмов. Однако бедность и кочевой образ жизни коренного населения не могли этому способствовать. Священнослужителям, которых было крайне мало, приходилось окормлять огромные районы, преодолевая расстояния в 300-700 верст. Тем не менее, уже «к 1828 году все коренное население Вилюйского округа было православным». Вилюйску предстояло стать одним из центров православного просвещения Западной Якутии. Расцвет православия в Якутской области неразрывно связан с именем митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова. 1797-1879). С 1853 по 1860 год владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый‑языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии». Не оставил своим попечением святитель и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 года. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались ерковно‑­приход­ские школы. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в тот период становятся просветительская, переводческая и духовно‑учебная. «В 1869 г. был издан императорский указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53‑й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как духовно‑просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен. Три храма находились на территории самого города — Никольская церковь (после учреждения епархии — собор),  Иннокентьевская кладбищенская церковь (1829) и Новониколаевский собор. Непростой оказалась судьба вилюйского Никольского собора. За сто лет его сущест­вования город сильно изменился. Административный центр теперь располагался в стороне, что препятствовало успешному функционированию приходской жизни. К тому же к концу XIX века собор сильно обветшал и нуждался в серьезном ремонте. Все это привело к решению о строительстве храма в центре Вилюйска, которое закончилось в 1910 году. 12 декабря деревянный однопрестольный Новониколаевский собор торжественно освятили. Примечательно, что на его возведение император Николай II пожертвовал 1000 рублей. О благолепии храма заботились вилюйские меценаты. Так, купцы Н. А. Расторгуев и И. Н. Харитонов «совместно подарили Николаевскому собору образы Святого Николая и Иоанна Крестителя размером больше аршина в длину и ширину в серебряной ризе весом в 3 кг». В 1886 году при соборе открыли церковно-приходскую школу, новое здание для которой позже (1898) построил И. Н. Харитонов. Н. А. Расторгуев ежегодно вносил в пользу вилюйской школы и приходского 4‑классного высшего начального училища значительные денежные суммы, за что дважды награждался серебряной медалью на Станиславской ленте. В 1894 году на средства, выделенные Синодом, и на купеческие пожертвования специально для колонии больных проказой, находившейся недалеко от города, построили однопрестольную Пантелеимоновскую церковь. По сохранившимся описаниям известно, что церковь была деревянной, с колокольней над папертью; церковная утварь приобреталась на деньги, собранные жителями Москвы и Иркутска. 3 июля 1901 года «ночью молнией разбило средний купол Свято-Пантелеимоновской церкви в выселке прокаженных, снесло трубу, пробило печь и стены в нескольких местах. Огонь прошел за иконою св. Пантелеимона, полученной со св. Афонской горы, которая осталась неповрежденной»…