restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Облик метро

Облик метро

Облик метро


В 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия» я выполнил мозаику «Матери Мира». Задумывая ее, мечтал о какой-нибудь станции метро в качестве архитектурной привязки. В конце концов мне неожиданно повезло: станцию «Ботанический сад» (кольцевую) переименовали в «Проспект Мира», и моя тема оказалась уместной в верхнем вестибюле этой станции. Там мозаику и установили. Так началась моя дружба с мет­ростроевскими архитекторами.

Первая станция метро, создававшаяся с моим участием, — «Шоссе Энтузиастов» в Мос­кве (архитекторы Ю. Вдовин и В. Черемин). Сначала в торце перронного зала я располагал фигуративную композицию, ориентируясь на исполнение в технике мозаики с рельефом, но потом предложил скульптурную композицию «Пламя свободы» с яркой подсветкой скрытыми светильниками. Все стало лаконичнее, проще, появился эмоциональный порыв… Боюсь показаться нескромным, но все же процитирую одно из тогдашних высказываний по поводу «Пламени свободы»: «Подсветка совершенно преображает работу. Здесь можно с полным правом говорить не о рельефе как таковом, а о светопластической композиции» (искусствовед А. Аграновская). Четыре тематических контррельефа на путевых стенах были отлиты из алюминия и анодированы в золотистый цвет. Центральный горельеф — бетонный, с покрытием стеклокрошкой: получилась фактура, похожая на гранит.

Я, кстати, могу считать себя в некотором роде потомственным метростроителем: моя мама с 1935 года работала в Управлении Мет­ростроя старшим инспектором. В ноябре 1941 года в связи с угрозой фашистского вторжения московские предприятия, в том числе и Метрострой, эвакуировались на восток, в город Куйбышев (Самара). Туда в товарном поезде 1 ноября отправились и мы с сестрой и мамой. До Куйбышева ехали ровно месяц — поезд часто останавливался, пропуская встречные эшелоны, везущие войска и вооружения на выручку столице. Защитникам родины — слава! Витраж (Самара, станция «Победа»). 1987 годВпоследствии везшую нас теплушку я изобразил в посвященной эвакуации мозаике на станции метро «Безымянка» в Куйбышеве. Безымянка — пригородный полустанок, куда прибывали эшелоны с эвакуированными авиационными заводами из Москвы, Воронежа и других мест. Здесь образовался целый куст авиационных и моторостроительных предприятий. Одно из них, впоследствии известное как завод «Прогресс», стало работать на космос; в его цехах создавался, в частности, гагаринский корабль «Восток». Позднее в этом районе города решили построить станцию метро «Безымянка». Архитекторы А. Моргун, Д. Моргун, И. А. Темников запроектировали фриз по всей длине обеих путевых стен. На каждом фризе я расположил по четыре сюжета в технике флорентийской мозаики. Первая мозаика посвящена популярному довоенному авиационному празднику в Тушино, перелетам экипажей В. Чкалова и М. Громова из Москвы через Северный полюс в Америку. Второй сюжет — «Вторжение»: вероломное нападение фашистской авиации, противовоздушная оборона Москвы, зенитки, «ястребки», сбитый немецкий «юнкерс». Третий — эвакуация заводов и строительство цехов на новом месте. Вот здесь я и изобразил нашу «теплушку». Девиз четвертого и пятого сюжетов говорит сам за себя: «Все для фронта, все для победы». Шестой сюжет — атака штурмовиков Ил-2 и горящие немецкие танки. Седьмой — торжество победителей и салют. Венчает серию тема создания реактивной авиации, космических спутников и станций. Общее название — «Крылья победы».

Другая самарская станция — «Победа» (архитектор А. Герасимов) в отличие от «Безымянки» односводчатая. Торцы ее замыкают два витража: «Защитникам Родины — слава» и «Труженикам тыла — слава». Литое стекло, эрклёз, рифленое стекло придают им богатую цвето-световую фактуру. В сочетании со светильниками, имитирующими победный салют, получается нарядное праздничное зрелище.

Третья станция самарского метрополитена, на которой мне довелось работать, — «Спортивная» (архитектор А. Темников), соответственно и тема ее — спорт. На каждой путевой стене я расположил по три панно флорентийской мозаики размером 4 х 8 метра. В центре каждой композиции — круг с силуэтными изображениями спортсменов — то черными на белом, то наоборот, как на античных вазах: хоккей, водное поло, художественная гимнастика, классическая борьба, биатлон, конный спорт. Орнаментальная часть сделана в соответствии с темой изображения.

История станции метро «Шаболовская» в Москве (архитекторы И. Петухова и Н. Шумаков) довольно необычна. Была заказана тема: радио и телевидение, так как на Шаболовке находится первая московская телестудия и стоит знаменитая ажурная шуховская телевышка. Однако предлагалась и другая тематика. Близился 1980 год — 600-летний юбилей Куликовской битвы. Почему бы станции не именоваться «Донской»? Тем более рядом — Донская улица и Донской монастырь…
Я начал было работать в этом ключе, но в Глав­АПУ настояли на первоначальном варианте — «В эфире Москва». Пришлось, как говорится, «соответствовать». Витраж с рельефом я выполнил из литого стекла: для каждого кусочка стекла делалась отдельная форма из металлической полосы. К тому времени в Москве насчитывалось 119 станций метро, но витраж в торце перронного зала впервые был применен именно на «Шаболовской». В дальнейшем я аналогичным образом применял витраж на станциях «Победа» (Самара) и «Черкизов­ская» (Москва).

Пламя свободы. Светопластическая композиция (Москва, станция «Шоссе энтузиастов»). 1980 годСтанция метро «Черкизовская» (архитекторы В. Черемин и В. А. Вигдоров) находится в непосредственной близости от стадиона «Локомотив», поэтому здесь я предложил опять-таки тему спорта. В качестве техники исполнения выбрал витраж — он давал светлый настрой интерьеру станции. Витражи располагались над проходами к эскалаторам. Один из них был посвящен олимпийским соревнованиям в античные времена, другой — современным физической культуре и спорту, семье, выходу человека в космос. В наземном остекленном вестибюле разместились орнаментальные витражи простого геометрического рисунка.

Так случилось, что я оказался участником создания первых линий метрополитена в Самаре («Безымянка», «Победа», «Спортивная»), Новосибирске («Площадь Ленина»), Минске («Октябрьская»). Станция «Октябрьская» в столице Белоруссии (архитекторы Ю. Вдовин, Ю. Григорьев, В. Тренин) расположена рядом с одноименной площадью в самом центре города. Входы — с обеих сторон главной магистрали Минска — улицы Ленина. Над одним входом помещены флорентийские мозаики на тему «Этапы большого пути»: революция, гражданская война, создание СССР, индустриализация — словом, страна до войны. Над вторым входом — страна в годы войны и в период мирного строительства: героическая оборона Брестской крепости, белорусские партизаны, Москва военная, штурм Берлина, реквием павшим, космонавты на орбите, белорусская семья. Почему я взялся за столь сложный, «реалистичный» исторический рассказ? Просто мне поднадоели «символические» фигуры, об­щие изобразительные фразы, поверхностные и обоб­щенные образы. Захотелось конкретики, документальности, возникло желание отдать дань нашим героическим и славным родителям и дедам, построившим великую державу, которой мы гордимся и ныне… В перронном зале я осуществил два беломраморных рельефа, построенных на элементах геральдики и шрифтовых композиций, которые несут характерные идеи и смыслы того уже далекого времени. Сегодня наша жизнь резко изменилась. Появились другие идеи и смыслы, но, уходя, мы должны оставить потомкам нашу правду, память о наших радос­тях и болях, дос­тижениях и победах, о нашем понимании добра и зла. Закончить же мне хотелось бы словами старейшины отечественного метростроения, трижды лауреата Государственной премии СССР архитектора Алексея Николаевича Душкина (1903–1977): «Облик метро — это явление неотделимое от истории и культуры народа».