restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Вера Леонидовна Кошелева

Синтез поэзии и живописи

Синтез поэзии и живописи

Иллюстрация: В. Г. Шварц. Иллюстрация к поэме «Песня про… купца Калашникова». Пир у Грозного. Бумага, тушь. 1862 год


В. Г. Шварц. Иллюстрация к поэме «Песня про… купца Калашникова». Приговор над Калашниковым. Бумага, тушь. 1864 год

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в шедеврах изобразительного искусства.

Первый и единственный прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова открывался поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которую читатели и исследователи сразу же стали называть по имени главного героя — «Песня про купца Калашникова». Как свидетельствуют современники, поэт написал эту поэму быстро, вдохновенно, на одном дыхании. Интерес к прошлому русского народа и его фольклору оставался неизменным на протяжении всего творческого пути Лермонтова. В 1830х годах он поддерживал тесные дружеские отношения с будущими славянофилами. В рукописном собрании П. А. Киреевского Лермонтов познакомился с вариантами народных песен о Маст­рюке Темрюковиче, ставшем прототипом опричника Кирибеевича. «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя главному герою поэмы.

Читающая публика встретила «Песню…» восторженно. Именно с ней связан первый печатный отзыв В. Г. Белинского о творчест­ве М. Ю. Лермонтова. И вовсе не удивительно, что сюжет поэмы очень скоро привлек внимание мастеров изобразительного искусства.

При жизни Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Первые художественно ценные иллюстрации появились только в 1850-1860х годах, и относились они именно к «Песне про купца Калашникова».

Сначала к поэме обратились мастера такого оригинального жанра русской графики, как лубочная картинка. В 1858 году появился лубок с 7ю гравированными рисунками и с текстом «Песни…» между ними. К началу ХХ века насчитывалось 9 различных вариантов лубка на этот сюжет, выдержавшего 12 изданий.

В 1862 году к работе над иллюстрированием «Песни…» приступил академик Вячеслав Григорьевич Шварц (1838-1869) — родоначальник историкобытового жанра в оте­чественной живописи, автор полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного. Шварц исполнил пять рисунков к поэме Лермонтова — «Гусляры у боярина Ромодановского», «Пир у Грозного», «Калашников за прилавком», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (1862), «Приговор над Калашниковым» (1864), с большой любовью и достовернос­тью воссоздав «национальные особеннос­ти русского быта, удивительную красоту старинных одежд и утвари, неповторимое очарование русской архитектуры». Особенно среди них выделяются «Пир у Грозного» и «Приговор над Калашниковым».

В рисунке «Пир у Грозного» художник мастерски передал атмосферу царского пира, столь выразительно изображенную Лермонтовым. Сводчатая расписная палата, роскошные ковры, богатые скатерти. Весело шумят гости, только Кирибеевич сидит в позе глубокой задумчивости, не замечая ни поднесенного ему ковша с заморским вином, ни устремленного на него нахмуренного взгляда царя. Это — завязка будущей трагедии.

В «Приговоре над Калашниковым» Шварц запечатлел события, разыгравшиеся на Москвереке после кулачного боя купца с опричником. Вдали — великолепная панорама стольного града. Толпа ожидает решения участи Калашникова. Слуги уносят тело убитого Кирибеевича.

Иллюстрации В. Г. Шварца как самостоятельные произведения станковой графики экспонировались в 1865 году на постоянной выставке Общества любителей художеств в Москве и удостоились высокой оценки публики и критиков, в частности видного исследователя истории отечественного искусства В. В. Стасова.

В том же 1865 году в отдельном издании «Песни …», выпущенном фирмой И. И. Глазунова, появились первые книжные иллюстрации к поэме (11 рисунков), выполненные старшим современником В. Г. Шварца Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (1826-1901). Критика отмечала целый ряд заслуг А. И. Шарлеманя — «любовное понимание книги», «большой вкус», «безупречный рисунок», «действенность и лаконизм». Вместе с тем исследователи справедливо обращали внимание на отсутствие исторической достоверности и психологической глубины в рисунках Шарлеманя, которые в данном отношении не выдерживали сравнения с работами Шварца.

Заметной вехой в истории иллюстрирования как «Песни про купца Калашникова», так и других произведений Лермонтова явилось юбилейное двухтомное собрание его сочинений, выпущенное в Москве издательством И. Н. Кушнерева (1891). Инициатором издания был известный редактор Петр Петрович Кончаловский (отец художника). Он пригласил для иллюстрирования 18 отечественных художников разных поколений, школ и направлений — Айвазовского, Шишкина, Поленова, Репина, братьев Васнецовых, Врубеля, Серова и других.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) сам выбрал «Песню…» и создал четыре рисунка, вошедших в золотой фонд лермонтовских иллюстраций, — «Пир у царя Ивана Васильевича», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями». Эти наиболее острые моменты сюжета поэмы до и после Васнецова изображали многие художники, но рисунки Васнецова до сих пор остаются непревзойденными по своей эмоциональности, напряженному драматизму и глубине психологических характеристик героев.

У Васнецова во время пира на хмурого красавца Кирибеевича направлены вопросительные взоры не только Ивана Грозного, но и гостей. Кажется, что пирующие всем миром обращаются к его совести. Художник хочет этим подчеркнуть: «лукавый» опричник не только обманывает царя, но и попирает исконные народные представления о чести, достоинстве, благородстве, домогаясь замужней женщины.

Сцена «Кирибеевич и Алена Дмит­риевна» не удалась ни В. Г. Шварцу, ни А. И. Шарлеманю. У Васнецова она полна глубокого смысла, пронзительного чувства и искреннего сострадания к героине: потрясенная внезапными притязаниями опричника, Алена Дмитриевна в ужасе пытается отстраниться от его страстных поцелуев.

Многозначно решена у Васнецова и кульминационная сцена поэмы — «Бой Кирибеевича с Калашниковым». К этой сцене обращались все художники, иллюстрировавшие поэму. Одни изображали купца перед решающей схваткой, другие — в самый ее разгар. Васнецов представил финал: Степан Парамонович одолел «ненавистника» и стоит над ним, еще не остыв от «богатырского боя». Композиционно работа решена так, что Калашников — носитель народной правды — возвышается над поверженным противником. За спиной «молодого купца» на помосте стоит народ,глубинные духовные основы которого Калашников защищает.

Глубокой грустью и острым чувством грядущего несчастья пронизано «Прощание с братьями».

Одна иллюстрация к «Песне…» в юбилейном издании 1891 года, называющаяся «Палач», принадлежит Василию Ивановичу Сурикову (1848-1916): палач с топором на высоком лобном месте потирает голые руки, дожидаясь «удалого бойца»; вокруг огромная толпа, напряженно застыв, ждет трагического исхода…