Поиск

Граверт-Лавдовские

Граверт-Лавдовские

Граверт-Лавдовские


Анна Федоровна Лавдовская. Фотография конца 1930-х годов

Фонды Тамбовского областного краеведческого музея (ТОКМ) хранят долгое время никем не изучавшееся собрание документов и фотографий, принадлежавших Анне Федоровне Лавдовской и ее отцу Федору Богдановичу Граверту. Их имена хорошо известны историкам музыкальной культуры края. Однако исследовательских публикаций, посвященных Граверт-Лавдовским, пока не было, хотя и отец, и дочь внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры не только края, но и всей России. Восстанавливая справедливость, предлагаю читателям «Московского журнала» очерк жизни и творчества этих замечательных музыкантовпедагогов.

* * *

Теодор Граверт (1821-1881), немец по происхождению, «человек выдающейся талантливости, <…> не сумевший в свое время остановиться на одной какойнибудь спе­циальности»1, при­ехал в начале 1850х годов в Россию в качестве учителя музыки, попав волею судьбы в Тамбовскую губернию. «Он был, как говорят немцы, «ein Tausendkuenstler» — музыканткомпозитор, живописец, садовник, механик, столяр, игрушечных дел мастер, часовщик, при этом отличный стрелок, наездник и т. д. <…> Талантливость проявлялась решительно во всем; не было, казалось, вещи, которой не мог бы сделать Граверт; он не только писал масляными красками очень недурные картины, но сам делал к ним изящные и оригинальные рамы, изобрел особый способ отделки художественной мебели и сооружал собственноручно великолепные механические и другие игрушки»2.

Теодор Граверт проживал в селе Сос­новка Моршанского уезда, периодичес­ки навещая семью Давыдовых, усадьба которых находилась в близлежащем селе Спасское (Кулеватово)3. 30 июня 1865 года в Никитской церкви села Сосновки Федор Богданович Граверт (так он стал зваться на русский лад, хотя православие, насколько известно, не принимал) венчался с девицей из города Моршанска Анной Демидовной Прокуниной. Присутствовали свидетели: со стороны жениха — дворянин, владелец усадьбы Спасское (Кулеватово) Василий Васильевич Давыдов и учительгувернер из дома Давыдовых Эрнест Стренгер (Штренге), со стороны невесты — почетный гражданин города Моршанска Павел Демидович Прокунин и московский мещанин Александр Павлович Кравовский; исполнил обряд священник Федор Васильевич Рождественский4.

После женитьбы Граверт поселился в Сос­новке в доме родного брата своей суп­руги промышленника П. Д. Прокунина, обучая музыке его сына Василия5 и занимаясь творчеством. «Федор Богданович, будучи учителем музыки на фортепиано, играл, кажется, на всех существующих музыкальных инструментах; им было сочинено и издано несколько легких фортепианных вещей в роде вальсов и маршей, а кроме того, была написана и оркестрована большая опера на сюжет только что появившегося тогда в печати «Князя Серебряного» графа [А. К.] Толстого. Партитура этой, несомненно, интересной в музыкальном отношении оперы хранится и теперь в семье родственников супруги Граверта. <…> Поставить свою оперу на сцене Федору Богдановичу не удалось; ее было необходимо переработать, особенно в отношении оркестровки, <…> но в произведении этом есть прекрасные мелодичные места и сказалась выдающаяся талантливость Граверта»6.

В начале 1870х годов дела П. Д. Прокунина расстроились, и Граверт переехал в Тамбов. Процесс его определения на службу представляет интерес для того, чтобы быть описанным со всеми подробностями.

17 августа 1873 года в Совет Тамбовского Александринского института благородных девиц поступило прошение от прусского подданного из города Вритцена (Врицена) на Одере Федора Богдановича Граверта: «Желая преподавать воспитанницам <…> института <…> уроки музыки, я покорнейше прошу Совет <…> сделать распоряжение об определении меня учителем музыки, документы о звании моем при сем прилагаю»7.

«Документа о звании» Граверта в деле обнаружить не удалось. Но в фондах ТОКМ хранится не очень качественно исполненная фотокопия аттестата о музыкальном образовании Федора Богдановича. Изза нечеткости изображения прочитать полностью текст, написанный на немецком языке, невозможно. Удалось только выяснить, что Теодор Граверт в 1840-1841х годах в возрасте 19 лет обучался игре на фортепиано у Ференца Листа. Обучение закончил с оценкой «gut» («хорошо»). Дата выдачи документа — 12 июля 1850 года8.

17 декабря 1873 года в Совет было сделано следующее представление: «Учитель музыки Граверт исполняет обязанность учителя при <…> институте с 17 августа сего года с особым усердием и за тем оказывается достойным утверждения в действительной службе с зачетом оной с 17 августа»9.

Однако в конце ноября 1875 года Совет Тамбовского Александринского института благородных девиц получил предписание IV отделения Собственной его императорского величества канцелярии от 11 ноября за № 9873, где говорилось: «Иностранцы, согласно 62 статьи Свода законов о гражданской службе, <…> как принявшие, так и не принявшие присяги на подданство России, могут быть определяемы на учебные должности в заведения ведомства императрицы Марии точно так же, как это установлено для ведомства Министерства народного просвещения, но иностранцы обязаны при вступ­лении в службу <…> принять присягу на верность службы, [и] не прежде могут пользоваться правами [действительной службы], <…> как по принятии ими присяги на подданство; в институте состоит <…> прусский подданный Граверт, который не может пользоваться служебными правами как не принявший присяги на подданство России»10.

Обложка партитуры марша «Переход через Дунай»Иными словами, Федору Богдановичу дозволялось давать уроки воспитанницам Александринского института только в качестве приглашенного педагога, а чтобы получить права и льготы, предоставляемые действительной службой, ему следовало принять российское подданство, что он и делает год спустя:

«Я, нижепоименованный, обещаюсь и кля­нусь всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его императорскому величеству, своему истинному и природному всемилостивейшему великому государю императору Александру Николаевичу, самодержцу всероссийскому, и его императорского величест­ва всероссийского престола наследнику, его императорскому высочеству государю цесаревичу великому князю Александру Александровичу верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться <…> определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, как верному его императорского величества подданному благопристойно есть и надлежит. <…> В заключении же сей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь.

По сему присяжному листу присягал учитель музыки Тамбовского Александ­ринского института благородных Феодор Богданович Граверт. 20 ноября 1876 года. К присяге приводил соборный протоиерей Василий Маниловский»11.

В тот же день Граверт обратился в Совет Тамбовского Александринского института благородных девиц с прошением: «В нояб­ре месяце сего года с разрешения господина Министра внутренних дел я принял в Тамбовском полицейском управлении присягу на верноподданство России и присяжный лист отослан в Тамбовское губернское правление. Желая быть определенным учителем музыки в Тамбовский Александринский институт благородных девиц с правами действительной службы, я покорнейше прошу распоряжения Совета об истребовании присяжного листа из Тамбовского губернского правления и определении меня учителем музыки с правами действительной службы»12.

4 декабря в институте получили уведомление от Тамбовского губернского правления об отправке копии присяжного листа13.

8 февраля 1877 года в I Департаменте Правительствующего Сената(!) слушали представление главноуправляющего IV отделением Собственной Его величества канцелярии об утверждении Граверта в государственной службе14. В связи с положительным решением сената 27 мая в Совет института поступило извещение: «IV отделение Собственной Его императорского величества канцелярии имеет честь препроводить при сем копию с определения I Департамента Правительствующего Сената <…> об утверждении в службе учителя музыки Тамбовского Александринского института благородных девиц прусского подданного (ныне принявшего подданство России) Федора Граверта»15.

* * *

Так начиналась творческая и общест­венная деятельность музыканта в Тамбове, продолжившаяся весьма успешно. 29 октяб­ря 1878 года император Александр II «всемилостивейше изволил наградить <…> учителя музыки Федора Граверта за отличную службу орденом Святого Станислава III степени»16, а на следующий год Федор Богданович удостоился чина коллежского регистратора»17.

Ф. Б. Граверт являлся организатором и участником различных благотворительных акций и концертов — например, в Моршанске в пользу раненых во время Севастопольской кампании18. В начале 1877 года он, будучи человеком далеко не богатым, передал в дар лечебнице для душевнобольных орган. 24 февраля в канцелярию Александринского института из Тамбовской губернской земской управы пришло благодарственное письмо: «По доведении губернскою управою до сведения губернского земского собрания о сделанном учителем музыки гос­подином Граверт пожертвовании органа для развлечения умалишенных собрание <…> постановило: принять пожертвование и изъявить от имени собрания благодарность господину Граверт. Об этом губернская земская управа имеет честь уведомить Александринский институт благородных девиц для объявления в оном учителю музыки Граверт». На документе — собственноручная помета: «Читал Теодор Гравет»19.

После успешного форсирования 10 июня 1877 года русской армией Дуная у города Галаца (шла Русскотурецкая война) Федор Богданович написал марш «Переход через Дунай», изданный в Москве в скоропечатне нот П. И. Юргенсона. Марш посвящался отличившемуся в этой операции 69му Рязанскому пехотному полку; весь сбор от продажи произведения поступал в пользу Красного Креста20.

Газетное объявление: «5 июня (1881 года. — Л. Г.) во временном летнем помещении коннозаводского собрания имеет быть концерт в пользу капельмейстера Славицкого. <…> Программа концерта разно­образная и интересная. Кроме сольных пьес для отдельных инструментов, будут исполнены <…> «Князь Серебряный» — увертюра знакомого Тамбову местного пианиста Граверта»21.

Из составленного в июне 1881 года формулярного списка Ф. Б. Граверта: «60ти лет от роду, лютеранского вероисповедания, получил домашнее воспитание, жалованья имеет в год 1800 руб. <…> Женат на купеческой дочери Анне Демидовне Прокудиной (правильно — Прокуниной. — Л. Г.), имеет дочь Анну. <…> Жена и дочь православного вероисповедания».

Отзыв современника: «Обладал веселым общительным характером и умел довольствоваться условиями жизни, в которые его поставила судьба»22.

Из некролога: «Скончался преподаватель музыки в Тамбовском Александринском институте благородных девиц Федор Богданович Граверт. Покойный был истинный любитель музыки, всецело преданный своему делу преподаватель. Он вел жизнь труженика в полном смысле этого слова. Обыкновенно его занятия в институте начинались в 8 часов утра и оканчивались в 8 часов вечера с небольшими перерывами для завтрака и обеда. Кроме того, он находил время для рисования, составления музыкальных пьес. <…> Не раз приходилось слышать от любителей музыки прекрасный отзыв о русской опере покойного «Князь Серебряный», к сожалению, доселе не напечатанной. Впрочем, оркестр местного клуба исполнением увертюры из этой оперы дал возможность тамбовской публике судить о музыкальных способностях покойного. Скромна и тиха была жизнь покойного, еще скромнее была церемония его погребения. 12 июня в 8 часов утра собрались в квартире покойного его родные, знакомые и товарищипреподаватели. Так как он был лютеранского вероисповедания, то, за отсутствием пастора, тело его из квартиры было перевезено на катафалке на Успенское кладбище с пением священной песни «Святый Боже». Отдан был последний долг усопшему, уже присутствовавшие начали расходиться, как явился оркестр местного клуба и исполнил прекрасный похоронный марш пред могилою усопшего. Сильно подействовал этот марш на присутствующих: никто не произнес ни слова, слышались только глубокие вздохи и сдержанные рыдания. Мир праху усопшего труженика!»23

В настоящее время в фонде документальных источников ТОКМ хранятся рукописная партитура третьего акта оперы «Князь Серебряный»24 с пометками и исправлениями автора, а также ноты ряда фортепианных произведений Федора Богдановича25.

* * *

Карл Эдуардович Вебер. Фотография 1906 года. Публикуется впервыеПосле смерти супруга Анна Демидовна обратилась в Совет института с просьбой о материальном вспомоществовании, поскольку она «осталась с тринадцатилетней дочерью Анной в Тамбове без всяких средств к жизни»26. 20 ноября 1881 года из Собственной его императорского величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии было получено разрешение «на выдачу единовременного пособия в размере 200 рублей из наградного кредита института вдове преподавателя музыки <…> Анне Граверт во внимание к усердной 8летней службе покойного мужа ее»27.

Дочь Федора Богдановича Анна родилась, согласно метрической выписи28, 25 декабря 1867 года в селе Сосновка Моршанского уезда. «Общее образование получила в Тамбовском институте, где мой отец был преподавателем музыки. Первоначальное музыкальное образование я получила у моего отца. В 1881 году мой отец умер, и я перешла к К. Э. Веберу»29.

В мае 1886 года Анна заканчивает институт, в связи с чем получает письмо от своего учителя музыки Карла Эдуардовича Вебера30:

«Милостивая государыня Анна Феодоровна! Препровождаю и к Вам, как ко всем моим ученицам I класса31, один экземпляр моего «Руководства», только что вышедшего вторым изданием из печати; один экземпляр «Путеводителя», третье издание, и один экземпляр «Краткого очерка». «Руководство» и «Путеводитель», имея прямую связь между собою, составляют одно целое. Присовокупляю также и личное мое свидетельство о том, что Вы у меня занимались музыкой: может быть, что оно Вам пригодится в жизни, как и мои сочинения о преподавании музыки. Если у вас есть первое издание «Руководства» и второе издание «Путеводителя», тогда бросьте их, потому что новые издания основательно мною исправлены и дополнены согласно требованиям прогресса в искусстве и педагогике новейшего времени.

В заключение поздравляю Вас с «окончанием» и, пожелав Вам для начала новой жизни еще раз всего хорошего, остаюсь до личного свидания всегда готовый к услугам Вашим. К. Э. Вебер.

Москва, 30 мая 1886 года.

P. S. Передайте, пожалуйста, мой привет, поздравления и дружеский поклон Анне Демидовне»32.

После окончания института Анна Граверт продолжала заниматься с К. Э. Вебером. С 1888 года она давала частные уроки, аккомпанировала на концертах приезжим артистам. В 1895 году поступила в Тамбовские музыкальные классы33 преподавательницей младшего отделения, при этом активно участвуя в выступлениях симфонического оркестра и исполняя сольные партии в камерных концертах34.

20 декабря 1896 года Анна Демидовна обращается в администрацию института с прошением: «На получение паспортной книжки дочери моей Анны Федоровны Граверт мне необходимо иметь копию с формулярного списка мужа моего <…> Федора Богдановича Граверта за время его служения»35. Паспорт требовался для сдачи экзаменов на аттестат в музыкальном училище Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества36. Успешно выдержав экзамены, 12 июня 1897 года Анна Федоровна получает временное свидетельство: «Дочь коллежского регистратора девица Анна Федоровна Граверт <…> допущена была экстерном к окончательному экзамену на аттестат второй степени по классу фортепиано и на испытаниях показала следующие познания: игра на фортепиано — хорошие (4), по обязательным предметам — элементарной теории музыки и сольфеджио — отличные (5); об окончании же научного образования ею, Граверт, представлен аттестат Тамбовского Александринского института благородных девиц. <…> Вследствие сего <…> Анна Граверт удостоена аттестата второй степени об изучении игры на фортепиано, каковой аттестат ей и будет выдан в сентяб­ре сего 1897 года (фактически же это произошло 27 июня 1898 г. — Л. Г.). Настоящее свидетельство при получении аттестата должно быть возвращено»37.

* * *

В начале 1900х годов Анна Федоровна выходит замуж за вдовца, имевшего троих детей от первого брака, личного дворянина Михаила Александровича Лавдовского, служившего в Тамбовской уездной земской управе делопроизводителем по народному образованию38. Вскоре по семейным обстоятельствам она оставила работу в Тамбовском музыкальном училище, но продолжала давать частные уроки и аккомпанировать на концертах.

В 1904 году у Лавдовских родилась дочь Елена39, а еще через полтора года — сын Михаил. Дочь М. А. Лавдовского от первого брака Татьяна тоже училась в Александ­ринском институте40.

В октябре 1907 года Михаил Александрович скончался. Анна Федоровна осталась с пятью детьми — Анатолием, Татьяной, Николаем (от первого брака мужа), Еленой и Михаилом. Старшему, Анатолию, было 18 лет, младшему, Михаилу, не исполнилось еще и двух. 21 декабря на заседании Совета Александринского института благородных девиц обсуждали вопрос о том, что «Лавдовский умер, не выслужив права на пенсию и не оставив положительно никаких материальных средств. Все семейство находится на попечении и содержании вдовы, которая зарабатывает незначительную сумму уроками музыки в частных домах. Положение семьи крайне бедственное и не дает никакой возможности вдове вносить плату за обучение ученицы Татьяны Лавдовской»41. Решили обратиться с ходатайством к Главноуправляющему ведомством учреждений императ­рицы Марии принцу Петру Ольденбургскому о принятии ученицы Лавдовской как круглой сироты на казенное содержание в какойлибо институт ведомства. Татьяну оставили в Александринском институте сначала приходящей воспитанницей, а 13 октяб­ря 1910 года удовлетворили прошение А. Ф. Лавдовской о «перечислении дочери <…> в полные пансионерки»42. Сама Анна Федоровна, чтобы прокормить семью, одновременно преподавала музыку в трех учебных заведениях города — музыкальном училище43, Александринском институте44 и женской гимназии. Проживала она тогда на Покровской улице, 1945.

Кроме преподавательской деятельности, Анна Федоровна принимала активное участ­ие в благотворительных концертах. К примеру, 14 ноября 1908 года в зале Общества народных чтений состоялся концерт в пользу Тамбовского отдела повсеместной помощи пострадавшим на русскояпонской войне солдатам и их семьям. Аккомпанировали А. Ф. Граверт-Лавдовская и В. С. Кравкова; почетной распорядительницей концерта была супруга губернатора Мария Васильевна Муратова46.

Анну Федоровну знали как очень прос­того, скромного, сдержанного человека. В анкете при указании социального положения она писала — мещанка, подробнос­ти о своем образовании опускала, и только в графе о владении иностранными языками отмечала: «Говорю, читаю и пишу на немецком и французском языках»47. Жизненные невзгоды не сломили ее: «Никто и никогда не слышал от Вас ни жалоб, ни сетований и в нетопленной квартире, на заледеневших клавишах так же бодро, ритмично и мягко звучал Ваш аккомпанемент»48.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию