Поиск
  • 21.06.2017
  • Русский крым
  • Автор Елена Геннадиевна Наугольная,
Игорь Николаевич Татаринцев

«Небесные ракурсы»

«Небесные ракурсы»

Фото: Мыс Чауда


Цитадель генуэзской Каффы. XIV век

Об архитекторе, краеведе, экологе, фотохудожнике, создателе уникальной фотопанорамы Юго-Восточного Крыма Валентине Николаевиче Наугольном (1939–2000).

Он был красив, умен и невероятно обаятелен. Он был импозантен, как римский сенатор времени поздней Республики, всегда оставаясь самим собой — единственным, самодостаточным и независимым. Он был На­угольным, и эта фамилия несла в себе знак особой судьбы: ведь при ее звучании как‑то сразу понималось, что на углу — значит, на острие, на вершине… В Феодосии а-­угольного знали все — власть и партия, архитекторы и строители,  общественные деятели и экологи, художники и литераторы. Знали и ценили его взгляды и суждения, понимая, что Наугольный — не статист, но личность, и его курс всегда один — против течения. Он был архитектором, то бишь человеком особого взгляда, способного охватить огромные пространства одновременно в четырех измерениях — длине, широте, высоте и еще — в особом «прищуре» наугольновских эмоций… Родился Валентин Николаевич в Челябинске. Трудовую деятельность начал в 1957 году в пассажирском вагонном депо. Потом была работа в городской типографии и в Челябинскгорпроекте, где он прошел путь от чертежника до старшего инженера. В 1969 году В. Н. Наугольный окончил архитектурный факультет Московского института инженеров землеустройства и в 1970‑м переехал с семьей в Феодосию. Здесь он сразу стал главным городским архитектором — случай редчайший. Более десяти лет (1970-1982) Наугольный с огромным подъ­емом трудился а той долж­ности, инициировал и разрабатывал многолистные проекты, проводил представительные презентации Генерального плана Феодосии и различных архитектурных объектов, предвосхищая прекрасный завтрашний день древнего города. Успел спроектировать и начать строить феодосийскую набережную, застолбить другие крупные общегородские проектные решения. С перестройкой пришла масштабная общественная деятельность, а также обозначился совершенно новый творческий горизонт — художественная фотография. Ею, впрочем, Валентин Николаевич интересовался с юности. Феодосийцы до сих пор помнят ранние наугольниковские черно‑белые фотографии и первые сочные, крупные цветные слайды, демонстрировавшиеся на его краеведческих лекциях. Но те фототехники еще не обеспечивали воплощения задуманного. И вот когда со второй половины 1990‑х годов стали появляться современные фотоматериалы и технологии, Наугольный «схватил время в крепкую охапку». С 1997‑го все как‑то сразу и понеслось: количество превратилось в качество. Вышла первая книжка — цветной пилотный небольшой фотоальбом Юго-Восточного Крыма — любимой Киммерии. Затем быстро выстроились в ряд другие издательские проекты. Ширилось внимание к необычным фоторакурсам феодосийского мастера — небесным, необъятным. Только с дельтаплана, вертолета или самолета удавалось с помощью отечественных фотоаппаратов «Зенит» или «Горизонт» охватить столь гигантские перспективы, в полной мере дать зрителю ощутить красоту и величие древней киммерийской земли. И когда все это великолепие предстало перед зрителями, они ахнули! Тут уж пошли выставка за выставкой: в Крыму, на Украине, в России… Далее последовали новые проекты. Среди них главный — крупноформатная цветная папка‑альбом эксклюзивных «небесных ракурсов» «Юго-Восточный Крым Валентина Наугольного». Подобного издания в Крыму раньше никогда не было, да и быть не могло: Наугольный первым осмыслил и блистательно «вытянул» эти ракурсы и художественно, и технически. Папка фотографий В. Н. Наугольного была и остается лучшим крымским фотоальбомом всех времен. Вниманию читателей «Московского журнала» предлагается оттуда несколько панорам.

Ильинский маяк

Бухты коктебельского залива

Гора Узун-Сырт