Поиск
  • 21.06.2017
  • Реплика
  • Автор Владимир Фотиевич Козлов

«Здесь купель
 нашего крещения…»

«Здесь купель
 нашего крещения…»

Иллюстрация: Инкерманский Климентовский монастырь. Открытка начала ХХ века


Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Православие в Крыму.

Крым на протяжении более тысячи лет непостижимо влияет на судьбу нашего Отечества. Крещение Руси, многовековая борьба со Степью за выход к Черному морю, русско‑турецкие войны XVIII века и присо­единение Крыма к России в 1783 году, героическая оборона Севастополя в 1854-1855 годах сделали небольшой полу­остров необычайно значимым для России. ХХ век лишь усилил эту значимость: осенью 1920 года через Крым совершился исход старой России, а через два десятилетия полуостров стал одним из важнейших узлов сопротивления немецко‑фашистским захватчикам. Уже ко времени крещения в Херсонесе князя Владимира (988) Таврида имела свою многовековую христианскую традицию. Древнее предание связывает начало христианства на полу­острове с проповедью здесь апостола Андрея Первозванного. Апостол от семидесяти Климент, епископ Римский, был сослан в конце I века императором Траяном в каменоломни близ Херсонеса, где совершил подвиг мученичества. Инкерманские каменоломни — последнее пристанище и для другого римского епископа — святителя Мартина исповедника, сосланного сюда в VII веке. Херсонес явился центром христианского проповедничества в Тавриде. Здесь возникла первая епархия и просуществовала тысячу лет! Становление новой религии происходило в борьбе со старым античным мировоззрением. Первые херсонесские святители — семь епископов священномучеников: Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон (начало IV века). Прошло сравнительно немного времени, и на территории небольшого полуострова возникло несколько епархий — Херсонская (Херсонесская), Боспорская (в районе современной Керчи), Фульская, Готфийская (Готфийско-Кефайская) и Сурожская (Сугдейская). Две последние знамениты именами защитников православия — преподобного Иоанна, епископа Готфийского, и святителя Стефана, архиепископа Сурожского (VIII век). Херсонес для всех славян дорог и тем, что в IX веке его посетили великие просветители, создатели славянской письменности рав­но­апостольные Кирилл и Мефодий. Христианство распространилось почти по всей территории Крыма. Множество храмов и монастырей находилось в Херсонесе, а также в пещерных городах, известных ныне под именами Мангуп-Кале, Тепе-Кермен, Эски-Кермен, Качи-Кальон и других. Крымское христианство было представлено греками, готами и прочими народами, в том числе и русскими — на Таманском полуострове в X-XI веках существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Главный город княжества — Тмутаракань — украшал христианский собор. В состав княжества входил город Корчев (современная Керчь). В XIII веке на полу­остров вторглись полчища монголо‑татар, вскоре принявших мусульманство.  А в 1475 году после падения православного Константинополя (1453) турки захватили крупнейший город Крыма Кафу (современную Феодосию) и разгромили Мангуп — столицу православного княжества Феодоро, имевшего тогда уже связи с Московским государством. Христианские села опустели, храмы разрушались. Христиане стали изнемогать. Многие из них принимали татарский образ жизни, а некоторые даже и мусульманство. И вот в самое тяжелое для Тавриды время в XV-XVI веках на скале близ Бахчисарая явилась икона Божией Матери. Успенский пещерный монастырь стал для православных источником силы и надежды. Есть мнения, что монахи в здешних пещерах поселились гораздо раньше, в IX столетии, во времена иконоборчества. С начала XVI века Мос­ковская Русь беспрерывно подвергается опустошительным набегам Крымского ханства, бывшего в то время частью огромной Османской империи. В изнурительной борьбе с крымскими татарами Московское государство потеряло сотни тысяч жителей, павших в сражениях или угнанных в плен. Крымско‑татарские войска вплоть до 1630‑х годов предпринимали походы к Москве, а хан Девлет-Гирей в 1571 году даже сжег ее. Так продолжалось почти до середины XVIII века. Россия тратила огромные средства на охрану южных рубежей. Тогдашняя российская политика заключалась в постепенном продвижении границ государства в Дикое поле. Эта героическая и трагическая эпопея — тоже часть темы «русского Крыма». В XVIII веке справедливость наконец восторжествовала: уже русские войска стали врываться в Крым (походы Х. А. Миниха и П. П. Ласси во время Русско‑турецкой войны 1735-1739 годов, . М. Долгорукова в 1771 году). Незадолго до падения ханства Россия, преследуя разные цели, в том числе спасение христиан от гнета и ослабление противника, предложила крымским хрис­тианам (в основном грекам, а также армянам) переселиться в единоверную Россию на берега Азовского моря. В 1778 году крымский митрополит Игнатий объявил об этом, и к Успенскому пещерному монастырю потянулись тысячи христиан со своими святынями. Тяжела была разлука с землей предков. После молебна священники и миряне длинной вереницей с пением и молитвами двинулись из благословенного Крыма. В Приазовье они основали город Мариуполь, ряд других городов и поселений. Последствия исхода были поистине драматическими. Храмы начали приходить в запустение. Казалось, вот‑вот навсегда погаснет светильник христианства, горевший в Крыму полтора тысячелетия…