restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

Самобытный разносторонний талант

Самобытный разносторонний талант

Иллюстрация: Э. Э. Лисснер. Троице-Сергиева лавра. Бумага, акварель. 1907 год


Иллюстрация к «Воспоминаниям» С. Т. Аксакова (Год в деревне). М., 1914

О московском художнике Эрнесте Эрнестовиче Лисснере (1874–1941).
Живописец, книжный график, плакатист, сценограф, Эрнест-Николай-Иоанн Лисснер в настоящее время более всего известен как автор цикла акварелей, посвященных Смуте и «бунташному» XVII веку. В его произведениях нашли отражение многие значимые события российской истории — от «Начала боя армии И. И. Болотникова с войсками царя В. Шуйского 2 декабря 1606 года под Москвой» и «Изгнания поляков из Кремля Дмитрием Пожарским 22 октября 1612 года» до «Вступления Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года». Выполненные художником яркие графичные иллюстрации‑размышления использовались в учебниках, сопровождали газетные и журнальные материалы. Новое   «открытие» Э. Э. Лис­снера — иллюстратора книги произошло в 1980‑х годах, когда типография «Гознак» после восьмидесятилетнего перерыва переиздала две книжки народных русских сказок — «Горе» и «О лисичке‑сестричке и волке». Современные издатели наряду с графикой выдающихся мастеров — Е. Д. Поленовой, . Я. Билибина, Б. В. Зворыкина — включили в число иллюстраций и работы Лисснера. Признание таланта таким образом состоялось; имя художника сейчас, что называется, на слуху, однако до настоящего времени его жизнь и творчество мало изучены. Он родился в Москве в семье 2‑й гильдии купца и фабриканта Эрнеста Константиновича Лисснера (1837 — не ранее 1897). Отец семейства, лютеранин по вероисповеданию, происходил из обрусевших австрийских дворян. Его предки когда‑то перебрались в Россию и обосновались в Москве. В 1876 году Э. Лисснер‑старший сов­мест­но с Ю. Романом открыл на Арбате типографию, первым крупным изданием которой явилась переводная книга «История жизни и царствования Николая I Императора Всероссийского». Здесь печатались словари, тематические своды законов, уставы организаций и предприятий, литературоведческие работы, исторические романы, философские исследования, разнообразные учебники, справочная и научная литература, «Ученые записки Императорского Московского университета» и многое другое. К числу уникальных можно отнести издания памятников древнерусской письменности и культуры — например, «Древности ярославские и ростовские», «Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах». К началу 1880‑х годов типография . Лисснера и Ю. Романа обрела в Москве определенную известность и получила ряд престижных заказов. В ней были напечатаны несколько юбилейных изданий Румянцевского музея, переписка митрополита Филарета (Дроздова) и труды архиепископа Саввы (Тихомирова), начала выходить фундаментальная «История русской церкви» Е. Е. Голубинского; в поддержку идеи, высказанной в марте 1881 года в «Московских ведомостях», увидела свет книга, раскрывающая содержание программы возведения в Мос­ковском Кремле памятника «в Бозе почившему государю императору Александру II». В середине десятилетия Эрнест Лисснер приступил к выпуску художественной литературы, в числе первых опубликовав собрание сочинений поэта И. С. Никитина и «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Полиграфические возможности типографии представило рекламное издание 1889 года: образцы книжных, титульных рукописных шрифтов (эльзевирных, итальянских, древнегреческих, греческих,  древнерусских, церковнославянских, немецких и латышских), нот, украшений, политипажей, линеек, математических и других знаков, торговых этикеток и так далее. Своего рода показателем высокого качества печати могут служить «Живописная история древней и новой России», «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских» или «Шедевры» В. Я. Брюсова…

Обложка и иллюстрация сказки «Ваня и Маша». Рязань, 1927