Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

Самобытный разносторонний талант

Самобытный разносторонний талант

Иллюстрация: Э. Э. Лисснер. Троице-Сергиева лавра. Бумага, акварель. 1907 год


Иллюстрация к «Воспоминаниям» С. Т. Аксакова (Год в деревне). М., 1914

О московском художнике Эрнесте Эрнестовиче Лисснере (1874–1941).
Живописец, книжный график, плакатист, сценограф, Эрнест-Николай-Иоанн Лисснер в настоящее время более всего известен как автор цикла акварелей, посвященных Смуте и «бунташному» XVII веку. В его произведениях нашли отражение многие значимые события российской истории — от «Начала боя армии И. И. Болотникова с войсками царя В. Шуйского 2 декабря 1606 года под Москвой» и «Изгнания поляков из Кремля Дмитрием Пожарским 22 октября 1612 года» до «Вступления Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года». Выполненные художником яркие графичные иллюстрации‑размышления использовались в учебниках, сопровождали газетные и журнальные материалы. Новое   «открытие» Э. Э. Лис­снера — иллюстратора книги произошло в 1980‑х годах, когда типография «Гознак» после восьмидесятилетнего перерыва переиздала две книжки народных русских сказок — «Горе» и «О лисичке‑сестричке и волке». Современные издатели наряду с графикой выдающихся мастеров — Е. Д. Поленовой, . Я. Билибина, Б. В. Зворыкина — включили в число иллюстраций и работы Лисснера. Признание таланта таким образом состоялось; имя художника сейчас, что называется, на слуху, однако до настоящего времени его жизнь и творчество мало изучены. Он родился в Москве в семье 2‑й гильдии купца и фабриканта Эрнеста Константиновича Лисснера (1837 — не ранее 1897). Отец семейства, лютеранин по вероисповеданию, происходил из обрусевших австрийских дворян. Его предки когда‑то перебрались в Россию и обосновались в Москве. В 1876 году Э. Лисснер‑старший сов­мест­но с Ю. Романом открыл на Арбате типографию, первым крупным изданием которой явилась переводная книга «История жизни и царствования Николая I Императора Всероссийского». Здесь печатались словари, тематические своды законов, уставы организаций и предприятий, литературоведческие работы, исторические романы, философские исследования, разнообразные учебники, справочная и научная литература, «Ученые записки Императорского Московского университета» и многое другое. К числу уникальных можно отнести издания памятников древнерусской письменности и культуры — например, «Древности ярославские и ростовские», «Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах». К началу 1880‑х годов типография . Лисснера и Ю. Романа обрела в Москве определенную известность и получила ряд престижных заказов. В ней были напечатаны несколько юбилейных изданий Румянцевского музея, переписка митрополита Филарета (Дроздова) и труды архиепископа Саввы (Тихомирова), начала выходить фундаментальная «История русской церкви» Е. Е. Голубинского; в поддержку идеи, высказанной в марте 1881 года в «Московских ведомостях», увидела свет книга, раскрывающая содержание программы возведения в Мос­ковском Кремле памятника «в Бозе почившему государю императору Александру II». В середине десятилетия Эрнест Лисснер приступил к выпуску художественной литературы, в числе первых опубликовав собрание сочинений поэта И. С. Никитина и «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Полиграфические возможности типографии представило рекламное издание 1889 года: образцы книжных, титульных рукописных шрифтов (эльзевирных, итальянских, древнегреческих, греческих,  древнерусских, церковнославянских, немецких и латышских), нот, украшений, политипажей, линеек, математических и других знаков, торговых этикеток и так далее. Своего рода показателем высокого качества печати могут служить «Живописная история древней и новой России», «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских» или «Шедевры» В. Я. Брюсова…

Обложка и иллюстрация сказки «Ваня и Маша». Рязань, 1927