Поиск

Неизвестные иконописные изображения святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого

Неизвестные иконописные изображения святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого

Неизвестные иконописные изображения святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого


В № 2 «Московского журнала» за 2008 год была напечатана моя статья об этом святом, к которой я приложил единственное оказавшееся мне на тот момент доступным иконописное его изображение — на иконе «Господь Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» третьей четверти XVII века из собора во имя Спаса Всемилостивого Спасо-При­луцкого монастыря (ныне — в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Вот что пишет об этом изображении искусствовед Е. А. Виноградова в Православной энциклопедии (т. 15. М., 2007. С. 109): «По-видимому, именно Димитрий (согласно надписи на накладном серебряном венце: «Св. прп. князь Димитрий»), хотя он не принимал пострига, изображен на иконе, <…> поскольку с противоположной стороны в том же ряду находится его брат — прп. Игнатий Прилуцкий («Св. прп. князь Игнатий»). Димитрий Андреевич представлен вполоборота влево в 3-м ряду сверху в правой части композиции как средовек с большими залысинами и короткой окладистой бородой, контур головы округлый (образ не производит впечатления изможденного узника). Одежда святого <…> значительно отличается от одеяний др. преподобных, изображенных в мантиях, с куколями на голове или плечах».
Недавно я узнал о существовании еще двух изображений святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого — на иконах второй половины ХVIII века «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми». Обе иконы (неизвестного происхождения) хранятся в собрании Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Наличие этих изображений подтверждает факт устойчивого почитания князя во время создания икон. Показательно, что единственный известный список его жития также датируется второй половиной XVIII столетия, а именно 1780-ми годами. Почитание святого Димитрия было распространено в Угличе и Вологде. Вполне допустимо, что рассматриваемые иконы происходят из какого-либо прихода Вологодской епархии или даже из самого Великого Устюга: в 1658–1682 годах, а затем с 1788-го Устюжский уезд входил в епархиальное подчинение вологодских архиереев.

Сравнение «устюжских» изображений с «вологодским» показывает, что единой иконографической традиции написания святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого не сложилось. В частности, на иконах из Великого Устюга в его одеяниях появляются куколь и мантия и, наоборот, отсутствуют залысины и короткая борода, характерные для иконы из Вологды. В то же время бросается в глаза одно необычное обстоятельство: на всех иконах святой Димитрий изображен как преподобный, хотя иноческого пострига он не принимал — об этом свидетельствует совокупность всех письменных источников, включая житие князя. Возможно, перед нами интерполяция: монашество брата и товарища по заключению Ивана (в иночестве Игнатия) было перенесено и на Димитрия. Однако, даже если данное предположение верно, причины характерности интерполяции только для иконографии все равно остаются неясными и требуют дальнейших исследований.

В заключение хотел бы выразить признательность Великоустюгскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику и лично А. Б. Андреевой и Н. Н. Буторовой за помощь в подготовке этого материала, а также Е. А. Виноградовой, обратившей мое внимание на публикуемые изображения.