restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

О трех «портретах неизвестных».

О трех «портретах неизвестных».

О трех "портретах неизвестных".


Долгие годы я занимаюсь поисками и идентификацией таких портретов. В этой статье речь пойдет о работах О.А.Кипренского (1782-1836), изображающих, по моему мнению, близких знакомых А.С.Пушкина.

На первом портрете, хранящемся в Одесском художественном музее, изображен один из четверых братьев Мариных — Аполлон. Удивительно их фамильное сходство: Сергея, Евгения, Аполлона и Николая Никифоровичей. Портрет молодого человека (дерево, масло) относится к 1810 году, когда Аполлону Марину было 20 лет. В это время О.А.Кипренский находился в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны и изобразил ее мужа — принца Георга Ольденбургского, гофмейстера князя И.А.Гагарина, собирателя картин Н.С.Мосолова, а также флигель-адьютанта Александра I С.Н.Марина (1776-1813), потомок которого, Н.Арнольд, писал: «Поэт-сатирик, один из виднейших участников убийства Павла I, Сергей Никифорович Марин родился… в Воронеже в старой дворянской семье»1. Единственный из участников заговора 1801 года, С.Н.Марин остался при дворе и даже был назначен флигель-адъютантом. «Живой, общительный, остроумный, красивый по внешности С.Н.Марин с первых же лет службы офицером обратил на себя внимание петербургского придворного общества и завоевал симпатии военной молодежи»2.
Брат Сергея Никифоровича, Аполлон, составил его «Краткое жизнеописание», где сообщает следующее: «В 1812 г., бывши полковником, исполнял он должность дежурного генерала во 2-й западной армии, состоявшей под командой князя П.И.Багратиона… В 1813 г. тяжелая болезнь оторвала Сергея Никифоровича от победоносных знамен наших… Он скончался 9 февраля 1813 г.»3. Причиной смерти С.Н.Марина было ранение в сражении под Аустерлицем.
Аполлон Марин, запечатленный Кипренским в 1810 году в Твери, также является участником войны 1812-1813 годов. Еще учась в Кадетском корпусе, он получил от Евгения письмо, касающееся заказа портрета и относящееся как раз к 1810 году. Приводим отрывок из этого письма, сохраняя орфографию подлинника: «…да не худа бы тебе услужить батюшки написать свой портрет он очень желает то я тебе и саветую сходить к фокину он знает меру наших портретов и напишет одинаковой величины с нашими в длину аршин без двух вершков а в ширину 3/4 аршина»4. В то время О.А.Кипренский, живший в Твери, был не особенно обременен заказами…
В 1820-х годах Аполлон Никифорович встретился на Кавказе с А.С.Пушкиным. «В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он был в Лицее в Царском Селе»5.
Местонахождение второго портрета работы О.А.Кипренского, о котором хотелось бы здесь рассказать, неизвестно. Он изображает Павла Александровича Строганова (1772/74-1817) — сына президента Академии художеств А.С.Строганова. Также участник войны 1812 года и заграничных походов, Павел Александрович умер в расцвете сил, не оправившись от потрясения в связи с гибелью своего единственного сына в битве при Краоне в 1814 году. В 1817 году Павел Александрович по настоянию супруги, С.В.Голицыной, был отправлен для лечения за границу, но по дороге скончался недалеко от Копенгагена. Тело его перевезли в Петербург и похоронили в Александро-Невской лавре. На портрете П.А.Строганов — еще молодой, в мундире Преображенского полка, где он служил вместе с С.Н.Мариным. Раньше портрет находился в одном из частных собраний в Польше, потом исчез из поля зрения исследователей. Поэтому особенно ценна сохранившаяся копия, сравнение которой с известным двухпрофильным изображением отца и сына Строгановых, выполненным польским художником И.Хааке, не оставляет сомнений: перед нами — П.А.Строганов.
Наибольший интерес для изучающих творчество О.А.Кипренского представляет третья работа из рассматриваемых в данной статье, хранящаяся в Киргизском художественном музее и относящаяся к 1815 году, — по-видимому, один из двух парных портретов четы Голицыных. После долгого и кропотливого поиска мне удалось установить, что здесь изображена Анна Васильевна Ланская, в замужестве Голицына (1793-1868), дочь весьма известного в первой трети XIX века общественного деятеля Василия Сергеевича Ланского (1745-1831), в разные годы — министра внутренних дел, саратовского губернатора, наместника царства Польского. Выйдя замуж за Александра Борисовича Голицына (1792-1865) — адъютанта великого князя Константина Павловича, Анна Васильевна не обрела счастья в семье и жила с мужем врозь. О.А.Кипренский и тогда, и позднее был тесно связан с Ланскими и создал портреты братьев А.П. и М.П. Ланских, их матери Александры Михайловны, урожденной Ханыковой, их двоюродного брата и сестры — С.С.Ланского и О.С.Ланской.
Ланские отличались отчетливым фамильным сходством, что особенно бросается в глаза, когда сравниваешь изображения двоюродных сестер — А.В. и О.С. Ланских. Короткую многозначительную запись оставил в своем «Дневнике» 1831 года А.И.Тургенев: «11 декабря. Обед у княгини Вяземской с гр. Потемкиной Елизаветой Петровной, с княгиней Голицыной-Ланской, с Пушкиным, с Денисом Давыдовым»6. Но это было гораздо позже. А на портрете мы видим молодую женщину — веселую, еще не изведавшую горечи разочарований, с лучащейся улыбкой…


1. Марин С.Н. Полн. собр. соч. М., 1948. С.1.
2. Воронежское дворянство в Отечественную войну. М., 1912. С.83.
3. Марин С.Н. Указ. соч. С.476.
4. Там же. С.520.
5. Там же. С.490.
6. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2. С.196.