restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Реликвии
  • Автор Василий Григорьевич Пуцко

Средневековый литик с берегов Угры

Средневековый литик с берегов Угры

Средневековый литик с берегов Угры


В мае 2007 года на берегу речки Угры у ее впадения в Оку неподалеку от Спасо-Воротынского монастыря, что в Калужской области, обнаружили заключенную в серебряную оправу маленькую рельефную иконку из стек­лянной пасты, имитирующей зеленоватокоричневый камень. До сих пор аналогичная находка в Центральной России случилась лишь однажды — иконка с изображением великомученика Федора Стратилата, происходящая из древнерусского города Серенска в пределах Мещовского района той же Калужской области1. Экземпляры подобных изделий, но с иными сюжетами попадались археологам в Константинополе, Приднепровье, Новогрудке, Сарае, а также в Сванетии2. Все они датируются в пределах ХIII века.

Спасо-Воротынский монастырь. Фотография 1970-х годовЛитиками, или пастами, принято называть стеклянные иконки, обычно имитирующие византийские камеи. В течение нескольких десятилетий их исследовал наиболее авторитетный знаток средневековой глиптики, известный немецкий ученый Ганс Вентцель (1913–1975), выявивший 171 изделие при 55 иконографических типах. Учитывая западную средневековую художественную тра­-­дицию, а также существование литиков ви­зантийского стиля как с греческими, так и с латинскими сопроводительными надписями, он пришел к выводу, что центром изготовления этой продукции являлась Венеция. Однако американский специалист Марвин Росс продолжал настаивать на константинопольском происхождении литиков, относя их к ХI–ХIII векам. Позже в пользу именно данного заключения высказалась В. Н. Залесская, считающая, что и при латинском господстве (1204–1261) Константинополь не утратил своего значения христианского центра, посещаемого паломниками, для которых делались миниатюрные евлогии-образки, в том числе и в итальянской колонии византийской столицы3. Несколько позже прослеживается бытование литиков в Москве, причем, вероятно, местного происхождения, изготовленных по византийским образцам4.
«Иконка с Угры», о которой идет у нас речь, имеет размеры 2,7 х 2,1 см, а вместе с оправой — 3,1 х 2,4 см. Серебряная оправа из тонкого листа украшена по периметру чеканным валиком, имитирующим жемчужную обнизь; другой валик выступает сбоку у гладкой тыльной стороны. Толщина изделия не превышает 0,6 см. Литик закреплен в оправе зубчиками. Сходного типа оправы украшают русские каменные иконки ХIII–ХIV веков5. При этом, однако, нельзя исключать и византийское происхождение обрамления. Изделие существенно пострадало от времени: в частности, уже при обнаружении образка исчезли рельефные монограммы Христа, находившиеся в верхней части композиции.

На литике мы видим Распятие с предстоящими фигурами Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Изображения — хорошего рисунка и высоких пластических качеств. Вряд ли можно сомневаться, что в рельефе воспроизведен «элитарный» оригинал.
Описываемая находка при всей своей уникальности имеет типологические аналогии, представленные в различных музейных собраниях — Турина, Мадрида, Филадельфии, Вашингтона. Два литика с изображением Распятия находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, еще один — из стек­ловидной пасты глухого красного цвета — в Музее истории Киева.
«Монастырь Спасский на устье Угры реки», как он именуется в писцовой книге 1626–1627 годов, возник скорее всего на рубеже ХV–ХVI веков, а сохранившиеся в нем храмы относятся к ХVI и ХVII столетиям6. Однако местонахождение обители в окрестностях более древнего города Воротынска свидетельствует в пользу того, что территория была довольно обжитой. Следовательно, и находка здесь литика ХIII века не представляется невероятной, а говорит лишь о том, что проникновение паломнических реликвий на древнерусские земли носило отнюдь не эпизодический характер7.


1Никольская Т. Н. Редкая находка из Серенска // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 45–47.
2Гуревич Ф. Д. Новые данные о стеклянных иконках-литиках на территории СССР // Византийский временник. Т. 43. М., 1982. С. 178–182.
3Залесская В. Н. Литики XIII в. в собрании Государственного Эрмитажа // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 150–156.
4Беляев Л. А. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316–327.
5Николаева Т. В. Древнерусская мелкая плас­тика из камня. XI–XV вв. М., 1983. № 46, 193, 202, 211, 218.
6Фехнер М. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 156–158.
7Пескова А. А. Паломнические реликвии Святой земли в древнерусском городе // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. СПб., 2001. С. 113–126.