Поиск
  • 21.06.2017
  • Реликвии
  • Автор Василий Григорьевич Пуцко

Средневековый литик с берегов Угры

Средневековый литик с берегов Угры

Средневековый литик с берегов Угры


В мае 2007 года на берегу речки Угры у ее впадения в Оку неподалеку от Спасо-Воротынского монастыря, что в Калужской области, обнаружили заключенную в серебряную оправу маленькую рельефную иконку из стек­лянной пасты, имитирующей зеленоватокоричневый камень. До сих пор аналогичная находка в Центральной России случилась лишь однажды — иконка с изображением великомученика Федора Стратилата, происходящая из древнерусского города Серенска в пределах Мещовского района той же Калужской области1. Экземпляры подобных изделий, но с иными сюжетами попадались археологам в Константинополе, Приднепровье, Новогрудке, Сарае, а также в Сванетии2. Все они датируются в пределах ХIII века.

Спасо-Воротынский монастырь. Фотография 1970-х годовЛитиками, или пастами, принято называть стеклянные иконки, обычно имитирующие византийские камеи. В течение нескольких десятилетий их исследовал наиболее авторитетный знаток средневековой глиптики, известный немецкий ученый Ганс Вентцель (1913–1975), выявивший 171 изделие при 55 иконографических типах. Учитывая западную средневековую художественную тра­-­дицию, а также существование литиков ви­зантийского стиля как с греческими, так и с латинскими сопроводительными надписями, он пришел к выводу, что центром изготовления этой продукции являлась Венеция. Однако американский специалист Марвин Росс продолжал настаивать на константинопольском происхождении литиков, относя их к ХI–ХIII векам. Позже в пользу именно данного заключения высказалась В. Н. Залесская, считающая, что и при латинском господстве (1204–1261) Константинополь не утратил своего значения христианского центра, посещаемого паломниками, для которых делались миниатюрные евлогии-образки, в том числе и в итальянской колонии византийской столицы3. Несколько позже прослеживается бытование литиков в Москве, причем, вероятно, местного происхождения, изготовленных по византийским образцам4.
«Иконка с Угры», о которой идет у нас речь, имеет размеры 2,7 х 2,1 см, а вместе с оправой — 3,1 х 2,4 см. Серебряная оправа из тонкого листа украшена по периметру чеканным валиком, имитирующим жемчужную обнизь; другой валик выступает сбоку у гладкой тыльной стороны. Толщина изделия не превышает 0,6 см. Литик закреплен в оправе зубчиками. Сходного типа оправы украшают русские каменные иконки ХIII–ХIV веков5. При этом, однако, нельзя исключать и византийское происхождение обрамления. Изделие существенно пострадало от времени: в частности, уже при обнаружении образка исчезли рельефные монограммы Христа, находившиеся в верхней части композиции.

На литике мы видим Распятие с предстоящими фигурами Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Изображения — хорошего рисунка и высоких пластических качеств. Вряд ли можно сомневаться, что в рельефе воспроизведен «элитарный» оригинал.
Описываемая находка при всей своей уникальности имеет типологические аналогии, представленные в различных музейных собраниях — Турина, Мадрида, Филадельфии, Вашингтона. Два литика с изображением Распятия находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, еще один — из стек­ловидной пасты глухого красного цвета — в Музее истории Киева.
«Монастырь Спасский на устье Угры реки», как он именуется в писцовой книге 1626–1627 годов, возник скорее всего на рубеже ХV–ХVI веков, а сохранившиеся в нем храмы относятся к ХVI и ХVII столетиям6. Однако местонахождение обители в окрестностях более древнего города Воротынска свидетельствует в пользу того, что территория была довольно обжитой. Следовательно, и находка здесь литика ХIII века не представляется невероятной, а говорит лишь о том, что проникновение паломнических реликвий на древнерусские земли носило отнюдь не эпизодический характер7.


1Никольская Т. Н. Редкая находка из Серенска // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 45–47.
2Гуревич Ф. Д. Новые данные о стеклянных иконках-литиках на территории СССР // Византийский временник. Т. 43. М., 1982. С. 178–182.
3Залесская В. Н. Литики XIII в. в собрании Государственного Эрмитажа // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 150–156.
4Беляев Л. А. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316–327.
5Николаева Т. В. Древнерусская мелкая плас­тика из камня. XI–XV вв. М., 1983. № 46, 193, 202, 211, 218.
6Фехнер М. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 156–158.
7Пескова А. А. Паломнические реликвии Святой земли в древнерусском городе // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. СПб., 2001. С. 113–126.