Поиск

«Крепче смерти»

«Крепче смерти»

«Крепче смерти»


Священник Сергий Дурылин. Фотография 1922 годаВ подмосковном Болшеве на улице Свободной стоит бревенчатый дом № 12 с арочными окнами, круглой террасой и балконами. Это — Дом-музей Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954) — литературоведа, театроведа, поэта, писателя, философа, религиозного мыслителя, археолога, педагога, о котором митрополит Вениамин (Федченков) отозвался как об одном «из самых образованных людей, каких я видел на своем веку». С. Н. Дурылин оставил обширное творческое наследие (в отличие от чисто научных трудов его статьи и крупные работы на религиозные темы, стихи, художественная и мемуарная проза в большинстве своем пока не опубликованы). Не будет преувеличением сказать, что выжить и столь плодотворно работать он смог благодаря Ирине Алексеевне Комиссаровой-Дурылиной. «Я бы не был жив, если б не ее заботы, уход и труд надо мной, бескорыстный, безмолвный, многолетний», — свидетельствовал Сергей Николаевич. Об этой женщине, явившей собой возвышеннейший пример под­-вижнического служения ближнему, — наш рассказ.

Родилась она в деревне Сытино на Смоленщине. Когда ей было неполных восемь лет, умерла мама, оставив на попечении бабушки троих сирот: 11-месячную Шурочку, 7-летнюю Полю и старшую — Аришу. Их отца Алексея Осиповича Комиссарова в 14-летнем возрасте отдали в услужение к московскому булочнику. С тех пор он оставался на заработках в Москве. «Папа приезжал на лето на два рабочих месяца на сенокос и жнитво. Зимой мама ездила к мужу на один месяц», — вспоминала Ирина Алексеевна в своих «Записках деревенской девочки». После смерти жены Алексей Осипович стал на зиму брать Аришу к себе в Москву. Служил он тогда истопником в богатом доме и занимал при дворницкой большую отдельную комнату. В 13 лет Ариша са­ма стала зарабатывать — поначалу девочкой на побегушках. Была она задорной, изобретательной на веселые незлые шалости, приятные сюрпризы, разнообразные затеи — праздник ли организовать, развлечение какое придумать… Окружающие ласково называли ее Аришок. Такой она оставалась и взрослой. Любая работа у нее спорилась. Никогда не унывающая, «Аришок» помогала обрести бодрость и уверенность в своих силах тем, кто упал духом, отчаялся найти выход из трудной ситуации.
Познакомилась она с С. Н. Дурылиным в 1920 году. В это время Ирина Алексеевна работала в Москвотопе и состояла в сестринской общине, которую организовал в 1919 году нас­тоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке протоиерей Алексий Мечёв (ныне прославленный в лике святых). Целью общины было помогать бедствующим и больным людям в приходе. Ирина Алексеевна вспоминает: «Приводили в порядок комнату, а затем живущих в ней. Помоешь, бывало, стекла, вымоешь пол, наладишь топку печурки, обогреешь комнату, выстираешь, вымоешь; тифозных больных всех острижешь или обреешь, избавишь от насекомых, накормишь — и так посещаешь дня три, покуда кто-нибудь из больных не начнет вставать, чтобы ухаживать за лежачими. Как-то нас не пугало тогда ничего, и достаточно было одного слова Батюшки: «Надо им помочь, и они поправятся», — и шли с его благословения».

В храме на Маросейке и начал служить иерей Сергий Дурылин, после долгих лет мучительных исканий по благословению своих духовных отцов — старцев Алексия Мечёва и Анатолия Оптинского — принявший сан священника. Позади была работа в издательстве «Посредник», основанного по инициативе Л. Н. Толстого, и в журнале «Свободное воспитание», сотрудничество с издательствами «Путь» и «Мусагет», работа секретарем религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, где Сергей Николаевич общался с С. Н. Булгаковым, Е. Н. Трубецким, В. Ф. Эрном, Н. И. Бердяевым и другими ведущими русскими философами того времени, поездки по русскому Северу и на озеро Светлояр, подготовка к изданию описи Троице-Сергиевой лавры для Комиссии по охране памятников искусства и старины, ученым сек­ретарем которой состоял П. А. Флоренский, дружба с В. В. Розановым, участие в организации музеев в Абрамцеве и Сергиевом Посаде, статьи, доклады, лекции, книги, частые посещения старца Анатолия Оптинского… Теперь, помимо службы в храме, иерей Сергий Дурылин после вечерни проводит беседы, вместе с другими священниками два раза в неделю занимается с детьми, а в Народной духовной академии в Богословском переулке в очередь с отцом Сергием Мечёвым читает лекции по аскетике. На его беседы и лекции ходила Ирина Комиссарова. Наделенная глубоким природным умом и любознательностью, но проучившись лишь два с половиной года в сельской школе, она жадно тянулась к знаниям и сразу поняла, какую помощь в этом ей может оказать отец Сергий Дурылин, умевший просто и доходчиво объяснять сложное.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.